Сайт Музея им. ак. И.И. Срезневского и храма в честь Казанской иконы Божией Матери с.Срезнева


Меню сайта



Форма входа
Главная » Статьи » Проповеди и наставление святых отцов

Совместима ли хатха-йога с христианством

Совместима ли хатха-йога с христианством

Ни для кого не секрет, что занятия йогой сегодня очень популярны. Кто-то ищет для себя новые духовные практики, кто-то  занимается йогой просто как разновидностью зарядки и для растяжки мыщц. Особенно это актуально для тех, у кого есть проблемы с позвоночником. Ну и поскольку у меня они тоже есть (хронический остеохондроз и сколиоз), я тоже все чаще стала подумывать попробовать эту "разновидность гимнастики". Тем более что многие мои знакомые наперебой расхваливали полезность этих занятий. Естественно, философия йоги меня совершенно не интересовала, и я хотела обойти ее стороной. Но все же какие-то сомнения меня  мучали: может ли воцерковленная христианка заниматься йогой, пусть даже только с целью физических упражнений? Нет ли в этом скрытой опасности для души? Однозначного мнения среди современных священнослужителей на эту тему нет, однако в книге арх.Рафаила Карелина "В поисках истины" я неожиданно нашла ответы на все свои вопросы. Предлагаю и Вам, уважаемые гости нашего сайта, узнать мнение о.Рафаила и сделать соответствующие выводы.

Однажды после литургии к духовнику подошел человек лет двадцати пяти и сказал, что хочет поговорить с ним. Было весеннее время, стояла солнечная погода, и потому духовник предложил:

– Давайте посидим в церковном дворе на скамейке: здесь нам никто не помешает, и поговорим о тех вопросах, которые, по-видимому, вас волнуют.

Сев рядом с духовником, незнакомец взял его руку и, помолчав, сказал:

– Меня беспокоит проект, который обсуждается в правительстве, а именно план повернуть северные реки на юг, чтобы заполнить Аральское озеро и оросить пустыню среднеазиатских республик для новых хлопковых плантаций. Если этот проект будет осуществлен, то уровень грунтовых вод в Сибири понизится и тайга погибнет. Я приехал сюда из Москвы: у нас здесь неофициальное совещание, и мы хотим обратиться к правительству с просьбой оставить эту безумную затею.

Духовник спросил:

– А почему вы обратились ко мне, ведь я не специалист в таких вопросах?

Тот ответил:

– Я объяснил вам причину моего приезда в Тбилиси, а к вам зашел по личному делу. Я христианин, но в то же время занимаюсь хатха-йогой, а многие из моих знакомых говорят, что это несовместимо. Я хотел бы знать ваше мнение. У нас в Москве есть несколько групп, которые занимаются йогой. Священники, к которым мы обращались, давали неодинаковые ответы, поэтому я хотел бы знать ваше мнение.

Духовник спросил:

– А почему вы обратились ко мне, а не к другому священнослужителю?

Собеседник ответил:

– Это позвольте знать мне.

Духовник спросил:

– Как ваше имя?

Тот ответил:

– По крещению я Вадим, но при вступлении в кружок, где занимаются йогой, нам дают другие имена. Там меня называют Рама-Бай. Я до сих пор не понимаю: неужели нельзя овладевать йогой с именем Вадим? Впрочем, везде свои традиции. Я воспитывался в атеистической семье и вначале заинтересовался йогой для развития физической силы. Затем я стал знакомиться с теорией йоги, с ее учением о человеке и космосе, о существовании некоего энергетического абсолюта. Йога никак не вкладывалась в рамки моих прежних материалистических представлений о мире, и это заставило меня заняться теми вопросами, которые прежде казались мне окончательно решенными. Я начал читать христианскую литературу и нашел в ней то, что не мог мне дать ни плоский и пошлый материализм, ни метафизика самой йоги. Но йога была первым толчком, который разбудил меня и заставил искать Бога. Может быть, если бы не она, я прошел бы мимо дверей храма. У меня двойственное отношение к йоге: я отрицаю ее как мировоззрение и в то же время считаю уникальной системой развития физических и психических сил человека. Асаны[ii] помогли мне излечиться от некоторых болезней, которыми я страдал с детства, а медитации, как мне кажется, улучшили мою память. Я отверг философию йоги, став христианином, а большинство участников таких кружков вообще не интересуется метафизическими вопросами, так что в этом отношении мы единодушны: смотрим на йогу как на систему древней физкультуры. Да и наши наставники, хотя и употребляют индийскую терминологию, например «кундалини»[iii], «карма» или «астральный план»[iv], но не выходят за пределы хатха-йоги. А когда они узнали, что я с несколькими друзьями регулярно посещаю храм, то одобрили это и сказали, что христианство – прекрасный путь к Богу, хотя и не единственный. Но для меня не решен до конца вопрос: совместимо ли христианство с хатха-йогой? У нас в группе есть магометанин, который не только посещает мечеть, но и совершает намаз в положенное время, что сейчас встречается редко, и наш учитель одобряет это и ставит нам в пример его ревность. Если вы сможете, то объясните: препятствует хатха-йога или нет моему духовному развитию как христианина? Если же вы не хотите или не можете говорить на эту тему, то я вовсе не настаиваю.

Затем он добавил:

– Нас учат медитации, то есть сосредоточению на каком-то образе или идее. Я признаюсь вам, что когда держал вашу руку, то между беседой медитировал, и хочу спросить вас: что вы чувствовали?

Духовник ответил:

– Откровенно говоря, я чувствовал только одно – желание задремать, так как мало спал ночью, готовясь к службе, и отгонял сон усилием воли.

Вадим сказал:

– Может быть, это произошло потому, что я тоже был утомлен поездкой, а то, как подтверждают многие, от моей руки исходит энергия, похожая на электричество.

Духовник ответил:

– Если эксперимент закончен, то прошу отпустить мою руку. А теперь я попробую по мере своих сил ответить на ваши вопросы.

Хатха-йога у себя на родине не рассматривается изолированно от общей системы йоги, включающей в себя раджи-йогу[v] и джняна-йогу, в которых содержатся религиозные, космологические и антропологические представления шиваизма. В хатха-йоге также есть учение о всемирной энергии – пране[vi], о духовных центрах, расположенных в позвоночнике и головном мозге человека, об энергетическом депо в солнечном сплетении и так далее. При этом хатха-йога уделяет особое внимание сексуальной энергии человека и возможности ее трансформирования. Все это, безусловно, несовместимо с христианством.

Затем в хатха-йоге, как один из важнейших элементов, присутствует активное воображение. Йог должен упражняться в умении создавать яркие зрительные образы. Это также в корне противоречит христианской аскетике, которая предупреждает, что к воображению близок мир страстей и потому к нему легко присасываются, как паразиты, демонические силы. Контроль над своим сознанием, который у христианских подвижников называется трезвением,– это главным образом борьба с воображением.

Следующим обязательным упражнением, как для хатха-йоги, так и для других йогических систем, является медитация. Это сосредоточение на определенных идеях или повторение мантр[vii] – изречений. Медитация основана на шиваистской антропологии, а именно на представлении о том, что человеческий дух по природе тождествен абсолюту, и поэтому медитация является заменой молитве или молитвой, обращенной к самому себе. Ваши инструкторы называют это аутотренингом. На самом деле это тайный вид самообожествления: йог имеет дело с самим собой. Если он произносит имена богов, то это только модификация абсолюта, а так как он считает себя единосущным абсолюту, то это рабочая модель самого себя. Человек, занимающийся или даже занимавшийся медитацией, с большим трудом учится молитве. Ему кажется, что в молитве действует не личностный Бог, а его собственная энергия, являющаяся творческой силой, и он через слова молитвы сосредотачивает и направляет ее.

Христианин в молитве чувствует нечто противоположное состоянию йога, а именно свою ограниченность и скудость, и обращается вовсе не к каким-то скрытым резервам своего духа, а к Богу – живой Личности, к Богу, с Которым он связан не природой, а любовью. Он не возбуждает и не раздражает тех психических центров, о которых учит йога, не трансформирует посредством воображения свою сексуальную энергию, а, очищая ум и сердце от образов, помыслов и страстей, просит помощи у Бога. Молитва совершается и исполняется силой Божественной благодати, то есть силой, лежащей за пределами человеческой природы.

Что касается мантр, то если даже в их тексте не присутствуют имена языческих божеств, то подразумевается, что они обращены к ним: ведь взяты мантры из священных ритуальных книг индуизма. Поэтому, читая их, человек включается в духовное поле Вед[viii] и Упанишад[ix], в мир существ, которых йоги считают модальностями единого брахмана, которых оккультисты называют космическими духами и посредниками, а христиане – демонами. Йога создала у вас ложные психические установки и комплексы, поэтому вы воспринимаете христианство в искаженном виде – через тонкую призму языческих понятий, и перестали его понимать. Если угодно, это можно назвать «эго-христианством».

Вадим спросил:

– Значит, вы полагаете, что я прихожу в храм с умом, засоренным «всезнанием»?

Духовник ответил:

– Может быть, лучше назвать это подсознанием. Оно не только засорено и деформировано, но и с каждым занятием йогой засоряется все больше.

Вадим возразил:

– Почти все время занятий мы отдаем физическим упражнениям. Одни из них похожи на обычную гимнастику, а другие имеют свою специфику: это асаны – статические упражнения, позы, в которых человек как бы застывает. Они регулируют приток крови к больным органам, активизируют их работу. Так, например, одним из видов статического упражнения является поза солдата на посту.

Духовник пояснил:

– И все же увлечение этими упражнениями, особенно когда ими занимаются в течение многих лет, небезопасно: происходит искусственное торможение человеческой психики, и поэтому те, кто долго упражняется в асанах, отличаются медлительностью мышления, которая может показаться тупоумием. Даже взгляд у этих людей теряет живость и становится каким-то застывшим, мертвенным. Асаны связаны с определенным образом жизни и диетой, а человек, живущий в условиях современного мира с его кипучей деятельностью и нервными перегрузками, может получить в результате подобных занятий болезнь сердца и гипертонию. Об этом сами йоги предупреждают нетерпеливых европейцев. Вообще любая гимнастика, которой занимается человек, должна соответствовать образу его жизни.

Рассмотрим и еще один аспект этих упражнений. По учению святых отцов, человеческая душа включает в себя также растительную и животную душу, может быть, точнее, их функции. Значительное число асан взято из наблюдений за животными и растениями, и здесь позы льва или тигра могут оживить в подсознании человека какие-то темные инстинкты, таящиеся в человеческой душе, как бы раскрепостить их в ущерб человеческому духу.

Есть еще и третья опасность для христиан: некоторые из восточных упражнений взяты из языческих ритуалов, то есть заключают в себе генетическую связь с демонизмом.

Что же касается дыхательных упражнений, то и они не так безобидны, как кажется на первый взгляд. Ознакомив ученика с техникой этих упражнений, учитель йоги переходит к психическим упражнениям, связанным с дыханием. Ученик должен представить, что он поглощает прану – космическую энергию, основу бытия, затем он должен в такт дыханию и вместе с дыханием направлять эту прану в позвоночник и в сексуальные центры, в так называемые лотосы[x]. При этом иногда прана представляется в виде змея, вползающего в позвоночник человека. Я думаю, что не надо подробно объяснять, кто внедряется при таких упражнениях в человеческое сознание.

Вадим спросил:

– И в других гимнастических системах, в том числе врачебной гимнастике, содержатся дыхательные упражнения. У китайцев, и даже у маздеистов[xi], есть свои дыхательные упражнения, почему вы категорически отвергаете их?

Духовник ответил:

– Йоги говорят о так называемом «полном дыхании» не как об упражнении, a как о правильном дыхании, то есть этот тип дыхания должен быть внедрен в повседневную жизнь человека. Но на самом деле у них есть другое, альтернативное дыхание, замедленное и поверхностное, связанное с продолжительными задержками, которые они редко практикуют публично. Продолжительное полное дыхание может, как обильная пища, стать излишним для организма и вызвать нарушение в системах газообмена и кровообращения. Поэтому с дыхательными упражнениями надо обращаться осторожно. Но я говорил о другой опасности – о том, что они, перейдя черту физиологии, вторгнутся в область психики и, соединившись с медитативными представлениями, деформируют «религиозное сознание».

Вадим сказал:

– У нас будет совещание относительно изменения течения рек, которое грозит экологической катастрофой и гибелью тайги. Могу ли я пригласить вас? Мои друзья будут рады.

Духовник ответил:

– Я не специалист в подобных вопросах, но передайте своим друзьям, что я желаю, чтобы сибирский лес продолжал существовать.



[i] Хатха-йога (санскр. «ха» означает вдох, «тха» – выдох) – раздел раджа-йоги, система физических упражнений, состоящая из определенных поз (асан) и дыхательных упражнений. Цель этой системы йоги – сделать дыхание спокойным и равномерным и, урегулировав дыхание, перейти к укрощению тела.

[ii] Асана – третья из восьми ступеней управления телом в йоге: обуздание (яма), соблюдение правил (нияма), позы (асана), регулирование дыхания (пранаяма), изоляция чувств (пратьяхара), внимание (дхарана), размышление (дхьяна) и сосредоточенность (самадхи). Асана – это занятие определенного положения и начало физических упражнений йогов. Но упражнения не должны сводиться к банальной гимнастике, нужно максимально напрягать свое внимание, концентрируя его на каждом своем движении или соответствующем участке тела, чтобы таким образом набрать нужную энергию, распределить ее по каналам к чакрам в требуемом направлении и в итоге развить свою энергетическую структуру. Асан-поз имеется множество: это лев, герой, плуг и т.д.

[iii] Кундалини (от санскр. кундала – «свернувшаяся») – это сжатая информация, или энергия, геном будущего человека. Она свернута кольцами наподобие змеи в том сокровенном месте, где заканчивается позвоночник и которое называется муладхара-чакра. Заставить энергию подняться из этого положения через другие чакры по позвоночнику (сушумне) до тысячелепестковой чакры, находящейся в высшей точке черепа,– цель занятий йога. Такова, в частности, и задача тантра-йоги. Тантризм, как известно, сильно замешан на сексе.

[iv] Астральный план, понятие теософии Блаватской, означает эмоционально-инстинктивную сферу человеческого бытия. Антропология Блаватской целиком скопирована из философии йоги, постулирующей семь начал в человеке. Известному европейцам со времен Платона делению человека на три природы – дух, душу и тело – в йоге соответствуют: 1) физическое начало, 2) эфирное начало, 3) прана (они составляют то, что мы понимаем как тело), 4) астральное начало (эмоции, инстинкты), 5) интеллект, самосознание составляют то, что мы называем душой, 6) духовный ум (интуиция, прозрение), космическое сознание, 7) дух – это дух в европейском понимании. Новшество Блаватской заключалось в переименовании перечисленных йогических начал в «тела»: физическое, эфирное, астральное, ментальное, каузальное (пребывающее), буддхическое (просвещенное) и нирваническое. Не говоря о том, что переименование это сильно отдает материализмом (ибо если все принадлежит телу, то что же будет тогда бессмертным и что будет вечно перевоплощаться и как, с другой стороны, бесплотный дух может быть телом), сами эти термины заменяются другими от одного ее сочинения к другому. Впрочем, последовательность и ясность как раз не входят в задачи Блаватской.

[v] Раджа-йога (путь господства над собой), джняна-йога (путь познания, йога знания, или мудрости; возможны разные транскрипции названия) вместе с карма-йогой (путь действия) и бхакти-йогой (путь любви к богу) составляют четыре наиболее известных направления йоги. Раджа-йога стремится к тому, чтобы внутреннее «я» утвердило себя как повелитель (раджа) всех сил и способностей человека. Цель ее – дисциплина разума, концентрация его сил, медитация. Цель же джняна-йоги – соединение знания человеческого со знанием ничем не ограниченным, то есть с самим абсолютом, богом. По мысли Вивекананды, для этого «сейчас нужно отказаться от сектантства и национализма в вопросах религии. Представление о том, что всякое племя или страна должны иметь собственного Бога и отрицать иные веры,– суеверие, которое надо оставить в прошлом» (Свами Вивекананда. Практическая веданта (избранные работы) / Пер. с англ. М., 1993. С. 178).

[vi] Прана – человеческое жизненное начало, жизненная сила, понимается она как дыхание и как энергия. Это один из видов жизненного ветра (вайю), связанный с сердечным центром и сердечным сплетением и потому со здоровьем и силой сердца. Другие ветры связаны с другими чакрами. Всемирная энергия, прана – это мировая душа, с которой стремится соединиться каждая индивидуальная душа. Солнечное сплетение – «самый большой аккумулятор пранической энергии, откуда она переливается в меньшие аккумуляторы, рассеянные по всему телу и к различным органам… Оно состоит из белого и серого мозгового вещества, так же как головной и спинной мозг... Название этого сплетения "солнечным” очень удачно, потому что из этого места, как из солнца, излучается энергия и сила ко всем частям тела, и даже большой мозг зависит в своей работе от энергии, посылаемой солнечным сплетением» (Рамачарака. Религии и тайные учения Востока. С. 84–85).

[vii] Мантра – это самхит, магическое заклинание в индуистских и буддийских религиях, формула, используемая в тантризме для вхождения в состояние медитации. Мантра внушается ученику в ходе его инициации.

[viii] Веды (от санскр. «ведать», «знать», отсюда слова «ведовство», «ведьма») самая древняяиндийская религиозная литература; оформившиеся в канонической форме во II–I тысячелетиях до Р.Х. сборники священных песен, гимнов, магических заклинаний и жертвенных формул, использовавшихся при жертвоприношениях, в том числе человеческих. Всего Вед четыре: первая из них включает 1028 гимнов, вторая – 1549 песен, третья – около 200 гимнов, четвертая – 731 заклинание. Религии Индии, признающие Веды, считаются ортодоксальными.

[ix] Упанишады (санскр. «сидение около учителя», позднее: «сокровенное знание», «тайное учение») – древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, объясняющие тайный смысл Вед. Это 108 текстов, древнейшие из которых восходят примерно к VI–III вв. до Р.Х.

[x] Лотосы (падмы) – это чакры (санскр. «колесо, круг»), названные лотосами из-за сходства с этим цветком. Энергетический канал (сушумна) проходит по позвоночнику, а вдоль него располагаются шесть лотосов на уровне шести частей тела: ануса, половых органов, пупка, сердца, горла и бровей. У каждого лотоса различное число лепестков, сушумну же венчает тысячелепестковый лотос. «Разумеется, очень важно не возбуждать низшие чакры до тех пор, пока человек не обретет полный или, по крайней мере, очень сильный контроль над своим телом и эмоциями»,– сказано в «Словаре йоги» (с. 103). Но известно ли о такой опасности тем, кто приступает к занятиям йогой, не имея под рукой этого словаря?

[xi] Маздеизм, или религия магов,– религия населения Древнего Ирана, сосуществовавшая и переплетавшаяся с зороастризмом и имевшая с ним общую священную книгу – Авесту. Верховными божествами у маздеистов являются Ахурамазда – олицетворение добра и Анхра-Майнью – олицетворение зла, позднее к ним прибавился Митра. Маздеизм сводит до минимума роль Заратуштры и допускает погребение знатных людей, тогда как зороастрийцы предоставляют птицам поедать тела умерших, с тем чтобы «нечистый» труп не мог прийти в соприкосновение ни с одной из «чистых» стихий природы.

 

Категория: Проповеди и наставление святых отцов | Добавил: Avela (25.06.2011)
Просмотров: 1371 | Теги: наставления святых отцов, йога, арх.Рафаил Карелин, христианство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
О разном [4]
Статьи о Казанском храме [5]
Статьи об ак. И.И. Срезневском [0]
Духовная связь с Кемеровской землей [1]
Схимонахиня Мариамна (Сучкова) [0]
Проповеди и наставление святых отцов [18]
Душеспасительные проповеди и наставления святых отцов и старцев нашего времени
Новости православного мира и не только. [11]
Статистика сайта
Все права принадлежат Музею им. ак. И.И. Срезневского © 2018 Конструктор сайтов - uCoz