75% детей, рожденных в результате ЭКО, являются инвалидами
Согласно мировой статистике ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение)
существенно увеличивает риск рождения ребенка-инвалида заявил в своем интервью Вице-президент
РАМН, главный педиатр Минздравсоцразвития РФ Александр Баранов. По мнению Баранова, российское правительство делает
ошибку, оказывая на государственном уровне финансовую поддержку
технологии экстракорпорального оплодотворения. «Сейчас мы столкнулись с неожиданными явлениями: появилось очень
много детей «из пробирки». Даже на уровне правительства акушеры
пролоббировали финансовую поддержку искусственного оплодотворения, якобы
за счет этого можно решить демографическую проблему в России. Ничего подобного», — заявил А.Баранов.
По его словам, только в России государство выделило деньги на
внедрение данной технологии. «Я выступал в Думе и прямо сказал: если вы
увеличиваете финансирование на эту технологию, вы сразу закладывайте
деньги и на увеличение детей-инвалидов. Везде идет коммерческое осуществление (ЭКО
— «ИФ»)», — подчеркнул он. «Более того, Всемирная организация
здравоохранения не рекомендует для внедрения эту технологию. Мы,
конечно, не имеем права запретить, но я считаю, что государство делает
ошибку, оказывая поддержку этой технологии. Надо быть честным. Если мы
знаем про то, чем это грозит, мы обязаны информировать», — сказал
А.Баранов, добавив, что вред при ЭКО наносится и здоровью женщин. «Они
находятся на колоссальных дозах гормонов. И матери, как правило, в
возрасте», — отметил вице-президент РАМН.
Риски
По данным американских ученых, у таких детей в два-четыре раза чаще
встречается заячья губа (расщелина верхней губы), дефекты межпресердной и
межжелудочковой перегородки сердца, а также пороки развития
желудочно-кишечного тракта, сообщает журнал Human Reproduction.
Ученые из американских Центров по контролю и профилактике заболеваний
(CDC) под руководством Дженниты Рифхьюз (Jennita Reefhuis) сравнили
распространенность 30 наиболее частых врожденных дефектов у детей,
зачатых естественным путем либо с помощью искусственного оплодотворения
(ЭКО или ИКСИ — инъекция заранее отобранного жизнеспособного
сперматозоида в яйцеклетку). В исследовании был задействован 281 ребенок
«из пробирки», и около 14 тысяч детей, зачатых естественным путем. При
этом все беременности были одноплодными.
Выяснилось, что дети, зачатые «в пробирке» в 2,4 раза чаще рождались с
заячьей губой. Дефекты межпредсердной или межжелудочковой перегородки
сердца отмечались у них в 2.1 раза чаще, чем у детей, зачатых
естественным путем. Кроме того, у таких детей чаще возникали пороки
развития желудочно-кишечного тракта: атрезия пищевода – в 4,5 раза чаще,
атрезия прямой кишки – в 3,7 раза чаще, сообщили ученые.
Проблемы лишних эмбрионов и беременности с помощью ЭКО некоторое
время назад известный московский акушер Роман Николаевич Гетманов
прокомментировал для журнала «Нескучный сад»:
Запасные дети
Роман ГЕТМАНОВ, акушер-гинеколог родильного дома при ГКБ № 70:
Роман Николаевич Гетманов Для
проведения экстракорпорального оплодотворения необходимо иметь
некоторый запас эмбрионов: отмечено, что при пересадке нескольких
оплодотворенных яйцеклеток беременность развивается чаще. Несколько
эмбрионов создают гормональную ситуацию, которая способствует
беременности. Вот что говорит по этому поводу Виктория Заева, главврач
клиники репродукции «Ма-ма»: «Если эмбрионы «плохие», мы пересаживаем
женщине больше, чем 2-3. Потому что если эмбрионы «плохого качества», то
придется пересаживать по одному эмбриону 5-6 раз, а это практически
бесперспективный путь. Эмбриологи утверждают, что если в матку
подсаживается больше одного эмбриона, они каким-то образом «помогают
друг другу. Почему — неизвестно, но это факт. Проводились
соответствующие опыты. Скажем, когда корове подсаживали один эмбрион, он
погибал, а четыре подсаженных эмбриона успешно «помогали» выжить хотя
бы одному».
Но даже если в организм женщины, чтобы впоследствии избежать редукции,
помещают два эмбриона, то остальных, если они «получились», куда девать?
Их, как правило, замораживают, для того чтобы повторить процедуру ЭКО в
случае неудачи, а также, чтобы использовать человеческие эмбрионы в
исследовательских целях (официально это делается с согласия
«владельцев», т.е. супружеской пары, от которой взяты половые клетки).
У Православной Церкви есть только один критерий начала новой жизни —
образование одной клетки из двух — мужской и женской, т. е. как только
произошло слияние, тут же происходит и одухотворение, и момент зачатия
есть момент возникновения человеческой души. Поэтому совершенно
неправильно говорить, что в отношении ЭКО у Церкви нет единого мнения. В
Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, принятой
соборным решением в 2000 году, ясно сказано: «нравственно
недопустимыми с православной точки зрения являются все разновидности
экстракорпорального оплодотворения, предполагающие заготовление,
консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов».
Даже без редукции при современных методиках ЭКО часто происходит
убийство эмбрионов на первой стадии, когда они еще не в матке, а в
«пробирке». Ситуация, когда женщина придет и скажет — возьмите у меня
две яйцеклетки, оплодотворите только их и подсадите, чтобы мне избежать
не только редукции, но и «лишних» эмбрионов, вряд ли возможна — какой
врач возьмется это делать, если вероятность наступления беременности в
таком случае практически равна нулю?
Что же касается того, как ЭКО сказывается на родившихся таким методом
детях, то в медицине одним из главных методов проверки любой методики
или лекарства является катамнез, т.е. сводка информации о больном,
собираемая в течении определенного времени, позволяющая проследить
судьбу пациента после применения лечения. Потому что главный критерий
применения любой методики устанавливает время. Первый ребенок, зачатый с
помощью ЭКО, родился в 1978 году. И мне всегда было любопытно, какие
результаты мы можем видеть за эти 30 лет? То, что по телевизору
демонстрируют детишек, рожденных методом ЭКО, меня не убеждает — должна
быть официальная статистика по всем детям «из пробирки», а не выборочная
реклама. Необходимы данные о том, какие семьи создают ЭКО-дети, чем они
болеют или, наоборот, не болеют, каких они рожают детей и т.п. Я
тщательно пытался в течении длительного времени найти именно
медицинскую, а не просто популярную литературу по этому вопросу. И
обнаружил, что никакой медицинской статистики по детям, зачатым методом
ЭКО, не опубликовано. Для меня это признак того, что здесь не все
благополучно. Нет уверенности, что после ЭКО рождаются совершенно
обычные дети. И еще я хотел бы сказать всем сторонникам ЭКО, чтобы они
хорошо понимали, что ЭКО — это очень большие деньги. Плати, и получишь,
был бы спрос, а предложение будет. ЭКО — это бизнес.
Говорить о том, что ЭКО — это метод лечения, неправильно. Женщины, которые пошли на ЭКО, имели какую-то причину бесплодия.
И в результате ЭКО эта причина никуда не делась, она осталась. К нам в
роддом нередко приезжают рожать женщины после ЭКО. Это я говорю из
своего опыта — у них чаще, чем у женщин, зачавших естественным путем,
встречаются проблемы в родах. Я думаю, это связано с тем, что женщина
навязывает своему организму то, что ему, возможно, совсем не нужно. Я
уже не говорю о том, что процедура стимуляции суперовуляции очень
вредна. Бывает, в результате этой стимуляции наступает так называемый
синдром гиперстимуляции яичников — это страшная вещь, к нам, бывает,
обращаются женщины с этим синдромом. Это когда яичник так увеличивается,
что занимает весь малый таз, в животе скапливается по литру жидкости,
женщин нередко приходится оперировать.
Я никоим образом не осуждаю женщин, делающих ЭКО, но мне их очень
жалко. Некоторые делают по 16 попыток ЭКО. Человек возводит свое желание
в абсолют. А какими вырастут их дети? Я, имея опыт более двадцати лет в
гинекологии, могу сказать, что никогда ничего просто так не бывает.
Тут, мне кажется, не лишне вспомнить слова апостола Павла о том, что
«все мне позволительно, но не все полезно».
Часто проблема бесплодия — духовная проблема. Бывает, когда у женщины
собираешь анамнез и задаешь вопрос о количестве половых партнеров, то
многие из них смотрят с удивлением и говорят — а я не помню, сколько их у
меня было… И это типичная ситуация сегодня. Я не хочу говорить про
всех, но очень многие случаи бесплодия, с которыми мы сталкиваемся,
нажиты самими женщинами. Например, непроходимость труб, при которой
многие прибегают к ЭКО, возникает, как правило — а по этому поводу как
раз существует официальная статистика — если у женщины за жизнь было
более пяти половых партнеров. За этим почти всегда следуют хронические
воспалительные заболевания придатков и непроходимость труб. Это,
повторюсь, не обязательно характерно для каждой женщины, это средняя
статистика. А еще многие из бесплодных женщин неоднократно делали
аборты. А потом они говорят — мы страдаем без детей, сделайте нам ЭКО.
Законы духовной жизни существуют независимо от того, принимаем мы их или
нет. А многие женщины не хотят слышать про эти законы. И когда
священник говорит: опомнитесь, нельзя хотеть детей любой ценой, то
кто-то, вместо того, чтобы задуматься о своей жизни, обижается и говорит
— священник нас не понимает, он всего это не проходил, он не
представляет, как мы хотим сейчас ребенка… Но они думают о себе, а не о
ребенке. Можно очень сильно чего-то добиваться и хотеть, только что
потом?
Из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви
Применение новых биомедицинских методов во многих случаях позволяет преодолеть недуг бесплодия.
В то же время расширяющееся технологическое вмешательство в процесс
зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной
целостности и физического здоровья личности. Под угрозой оказываются и
отношения между людьми, издревле лежащие в основании общества. С развитием упомянутых технологий связано также распространение идеологии так называемых репродуктивных прав,
пропагандируемой ныне на национальном и международном уровнях. Данная
система взглядов предполагает приоритет половой и социальной реализации
личности над заботой о будущем ребенка, о духовном и физическом здоровье
общества, о его нравственной устойчивости. В мире постепенно
вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который
можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно
распоряжаться наравне с материальными ценностями.
В молитвах чина венчания Православная Церковь
выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного
супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом
чрева на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной
любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес». Поэтому пути к
деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может
считать нравственно оправданными. Если муж или жена неспособны к зачатию
ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не
помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как
особое жизненное призвание. Пастырские рекомендации в подобных случаях
должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию
супругов. К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено
искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не
нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений.
Манипуляции же, связанные с донорством
половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных
отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме
того, такая практика поощряет безответственное отцовство или
материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств по отношению к
тем, кто является «плотью от плоти» анонимных доноров. Использование
донорского материала подрывает основы семейных взаимосвязей, поскольку
предполагает наличие у ребенка, помимо «социальных», еще и так
называемых биологических родителей. «Суррогатное материнство», то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка «заказчикам», противоестественно и морально недопустимо
даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта
методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной
близости, устанавливающейсяся между матерью и младенцем уже во время
беременности. «Суррогатное материнство» травмирует как вынашивающую
женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое
впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно
недопустимыми с православной точки зрения являются также все
разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения,
предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение
«избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства
даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью (см. ХII.2).
Оплодотворение одиноких женщин с использованием
донорских половых клеток или реализация «репродуктивных прав» одиноких
мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной
ориентацией, лишает будущего ребенка права иметь мать и отца.
Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом
семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием
защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности. По материалам "Православие и мир"
|