Почему-то понятие «целомудрие» чаще всего связывают с юностью.
Причем подразумевается, что современных юношей и девушек этой
добродетели нужно учить, ведь они наверняка уже испорчены. Бытуют такие
мнения и в церковной среде. А ведь юные посетители храмов духовно чище
большинства прихожан. Хотя бы потому, что на грехи они потратили в
худшем случае несколько лет, а не десятилетия, как некоторые ревнители
благочестия, пришедшие в храмы в зрелые годы. Впору задуматься — не
растет ли сейчас в Церкви более целомудренное поколение? И как нам не
воспитать, а сохранить его чистоту?
Белая ворона
Не скажу, что мне удалось блюсти смолоду душевную чистоту, но за
телесную неприкосновенность боролась честно. Так вышло, что строгими
принципами на этот счет я обзавелась, еще учась в средней школе. А замуж
вышла только в 28 лет. Сегодня, читая многочисленные брошюры с
назиданиями подросткам о целомудренной юности, я не вижу в них ничего,
что действительно могло бы помочь в реальной жизни. Возможно, потому что
там мало личного и откровенного. Открыто говорить на подобную тему
стеснительно. Но если этого не делать, кто поверит, что воздержание от
добрачных половых связей возможно?
В юности важно чувствовать себя полноценным, соответствующим всем
подростковым нормам человеком. Смешно вспоминать, я даже близким
подругам намекала о существовании таинственных любовников, чтобы не
слыть белой вороной. Но все равно, не имея постоянного «бойфренда»,
подвергалась насмешкам и подозрениям вроде «нетрадиционной ориентации». И
меня пугало, что я, со своими претензиями на идеал первой брачной ночи,
никогда не выйду замуж…
Похожими проблемами были озадачены участники дискуссионного клуба при
Центре молодежи святых преподобных Кирилла и Марии Радонежских.
Несколько лет назад сюда пришли молодые люди, ищущие общения со
сверстниками близких взглядов. Потом решили не только разговаривать, но и
молиться. Создали страницу в социальной сети и разослали приглашение на
молебен о даровании хрис-тианского супружества. Откликнулись 70
человек! На следующий молебен пришло уже 200 просящих покровительства
святых супругов Кирилла и Марии. Сейчас, по прошествии времени, очевиден
результат — молебны «работают», весь актив переженился. Правда, при
этом ряды постоянных участников значительно оскудели.
— В дискуссионном клубе несколько раз поднималась тема целомудрия, —
рассказал организатор встреч Артемий Костров, — и молодежь горячо
обсуждала проблемы. Все высказывались положительно о воздержании от
половой жизни до брака. Однако в дальнейшем выяснялось, что не все
сохраняли свою чистоту. К примеру, на встрече одна девушка рассказала
историю, как строго отказала своему однокласснику, а через несколько
месяцев мы узнали, что она стала жить с другим парнем без свадебных
церемоний.
Подобные свидетельства можно услышать и от других православных. Да,
сегодня парням и девушкам нелегко (и многим даже кажется — невозможно)
отстаивать свои нравственные установки, нелегко быть «не такими, как
все».
Кого хочешь, выбирай…
Чем может поддержать в такие моменты Церковь? Во всех написанных на
эту тему книжках говорится примерно одно и то же: ждать супруга — это
так прекрасно, вы сами все поймете, когда его встретите. Дальше идут
страницы высокопарных, малопонятных в юном возрасте слов. Но «ждать у
моря погоды» страшно, тем более, когда не знаешь, надо ли ждать именно
супружества, а может, твой удел монастырь?
Вот, скажем, когда мне было 20 лет, на исповеди молодой священник
выяснил, что я живу самостоятельно, работаю, нахожусь на полном
самообеспечении. И заявил, что если в ближайшее время я не выберу между
замужеством и монашеством, то вскоре меня сломает внешняя среда и я
попаду в ад.
В тот момент сфера личной жизни меня не сильно интересовала. Да и
монастырь тоже. Я просто ходила в церковь, имела увлекательную работу и
кучу друзей. Стоит ли так пугать девушку, чтобы она сломя голову бежала
замуж или в послушницы? А ведь с подобным отношением сталкиваются очень
многие юные прихожане. Если молодому паломнику в обители первым делом
сказать: «А почему не уходишь в монастырь? Ну что там, в миру, делать?
Там же грязь!..», это может сильно разбередить мистическими страхами
неокрепшую душу.
Давление к скорому замужеству существует и со стороны прихожан, а
точнее — прихожанок. К моим 25‑ти годам каждая знакомая христианка при
встрече охала: «Какая невеста пропадает». Однажды, чтобы не обидеть
друзей, пришлось участвовать в специально устроенной встрече с
потенциальным женихом. В результате всем было ужасно неловко. Может ли
механическое сложение: «хороший православный парень + хорошая
православная девушка» дать результат «хорошая семья»? Готовы ли веселые
свахи нести ответственность за подсказки, которые под силу только
опытным духовникам?
Бесцеремонные расспросы о матримониальных планах, навязывание
кандидатур на руку и сердце не просто неприятны. Они сами по себе могут
развращать молодых, разжигая на пустом месте болезненную
обеспокоен-ность. Благие намерения как будто заслоняют в глазах
советчиков конкретного человека, который пока дитя в половых вопросах и
счастлив был бы пожить в неведении.
Но Святая Церковь все же поддерживала меня своей тайной рукой, и без
нее никому не справиться в этой круговерти чужих мнений. При всех
волнениях я не сомневалась только в одном: если Богу угоден какой-то
путь, Он его мне и укажет. Разве может Он познакомить меня с избранником
на пьяной вечеринке? Разве может быть объектом моей любви женатый
человек? Ни за что! Я верила, что встреча с моим единственным будет
прекрасна и достойна. Так и вышло.
В какой-то момент опытный священник заверил: «Чтобы в монастырь идти —
это надо гореть всем сердцем», а мама сказала: «Замуж выходить надо
только по большой любви». И все стало ясно. Только к этой ясности надо
было продираться через жесткие школьные годы.
Осторожно: сцена!
В переходном возрасте в гордом неразумии я ходила по самому краю
погибели — мечтала сбежать из дома, тянулась к дурным (зато, казалось,
свободолюбивым) компаниям. Не искала серьезных ответов, поскольку
серьезных вопросов еще не было. Поэтому Господь выдал мне испытание,
ценность которого я осознала гораздо позже. У меня не вырос один из
коренных зубов, причем на самом видном месте — в центре верхней челюсти.
Врачи посоветовали ждать до совершеннолетия, он должен был появиться
сам. Так я лишилась возможности улыбаться. Одноклассники изощрялись в
жестоких прозвищах. Не могло быть и речи о первой любви и прочих
романтических моментах нежного возраста.
Как ни обидно вспоминать весь тот ужас, похоже, это был единственный
шанс сберечь меня от влияния не в меру активных мальчиков и не по
возрасту развращенных девочек. Мой изъян выдернул меня из круга уличных
посиделок, зато я могла жить по своим собственным правилам. Сидела дома,
читала книжки и рисовала. Училась жить независимо. В старших классах
мне поставили зубной протез, улыбка стала приятной, но я так и не
привыкла считать себя симпатичной. Пять-шесть лет меня смиряла маленькая
трагедия…
Но мой случай скорее исключение из правил. Когда дети взрослеют,
родители не в силах удержать их в четырех стенах. Подростки впитывают
нравственные устои во внешней среде. Основную роль при этом играют
учебные заведения.
Казалось бы, школа одобряет идеа-лы целомудрия и призывает учеников к
приличиям. Однако можно потратить множество усилий на уроках культуры и
этики, но потом обесценить их одним выпускным вечером с откровенными
нарядами и вызывающими концертными номерами. А можно и не дожидаться
выпускного.
— Всевозможные детские творчес-кие конкурсы часто вынуждают ребят
иллюстрировать тему взаимоотношений с противоположным полом. Нет уже
сценок о помощи маме или младшим братьям и сестрам, о дружбе, о
милосердии по отношению к животным. Любовь, любовь, любовь... —
рассказывает о школьных буднях учитель начальной школы Елена Лагунова. —
Недавно мой класс был на спектакле детской театральной студии по пьесе
Корнея Чуковского «Серебряный герб» о дореволюционных школьниках.
Девочки-гимназистки в длинных форменных платьицах с белыми фартучками
(только у главной героини почему-то «мини») на глазах зрителей
превращаются в своего рода танцовщиц кабаре: мужской фрак, цилиндр,
перья на шее и сигарета в зубах. Они танцуют канкан, падают на спину,
болтая ногами, призывно гримасничают. В другой сцене одинокая мама героя
танцует с приехавшим в гости женатым мужчиной, а потом, шепча его имя,
при медленно гаснущем свете удаляется с ним в другую комнату. И это
играют дети! Почему для школьников была выбрана такая трактовка книги
Чуковского? О каком целомудрии актеров‑школьников и их
ровесников‑зрителей после этого можно говорить?
Нетрудно догадаться, что большую часть детских конкурсов и
выступлений взрослые организуют для самих себя. Учителям нужны зримые
доказательства «работы с детьми», они улучшают отчетность и реализуют
свои творческие фантазии. Аплодирующие родители тешат свою гордость. В
конце концов, взрослые привыкли видеть что-то подобное на современных
театральных сценах и киноэкранах. Им не хочется показаться подросткам
несовременными и скучными. Возможно, они преувеличивают степень
осведомленности, раскрепощенности и смелости сегодняшних детей. Что ж,
детям, играющим в спектакле по «взрослым» сценариям, не остается ничего,
кроме как подражать несвойственным им моделям поведения.
Любит — не любит — плюнет — поцелует
Когда в семье активно «потребляют» сексуально окрашенную культуру,
будь то телевизионные ток-шоу или простое обсуждение знакомых на кухне,
дети впитывают все, как губка. Заглянуть в отражение нынешних
родительских пристрастий нетрудно. Как отмечают учителя начальной школы,
мальчиков и девочек уже в первом классе интересуют темы взрослых
взаимоотношений. Маленькие девочки играют не в «дочки-матери», а во
взрослую «любовь» по всем правилам: с ревностью, соперничеством,
угрозами, местью, интригами и активным проявлением внимания к
избраннику. Мальчиков в этом возрасте больше занимают игры компьютерные,
однако душевной непорочностью они тоже не отличаются. Некоторые обычные
русские слова на уроке нельзя произнести, чтобы не вызвать у ребят
приступ истерического смеха. Например, слово «голубой», которое мальчики
активно используют для оскорбления друг друга.
Школа в свою очередь не оказывается чутким хранителем естественной
детской стыдливости, но твердой рукой ведет своих подопечных к
взрослению с самого первого класса.
— Учителя физкультуры постоянно жалуются на пропуски своих уроков,
особенно девочками, — рассказывает Елена Лагунова. — Одно занятие в
неделю у нас проходит в бассейне. Когда я пришла в бассейн на день
открытых дверей и увидела своих четвероклассников в купальниках и
плавках, я вдруг остро ощутила, что может чувствовать девочка, которой
надо выйти в таком виде перед всем классом… Если у нее есть проблемы с
внешностью — это повод найти любые справки, только бы не попасть под
оценивающие взгляды и шутки одноклассников. Думаю, этим объясняются
многочисленные прогулы уроков физкультуры.
Кто-то, быть может, посчитает пересказанную ситуацию нелепой.
Действительно, многие дети (особенно те, кто постоянно занимается
спортом) совершенно не подвержены рефлексии на тему «как я выгляжу в
купальнике», для них открытые или обтягивающие одежды — лишь удобное
средство для занятий. Но некоторые дети переживают такие моменты долгие
годы…
Если говорить о духовном здоровье подрастающего поколения, раздельное
обучение кажется не такой уж ханжеской идеей. Каждая внимательная мама
подтвердит, что девочки и мальчики развиваются по-разному. И учителя им
нужны разные.
— В закрытых учебных заведениях немного другая ситуация, — делится
своим опытом работы в Суворовском военном училище преподаватель
английского языка Алина Горичева. — К нам попадают, в основном, сироты
или дети родителей, которые не хотят заниматься их воспитанием. К 11
годам такие дети пережили больше, чем обычный взрослый человек. И тут
все упирается в личность воспитателя. Многие мужчины-воспитатели из тех,
с кем я встретилась в военном училище, — настоящие подвижники. Для них
эти «подранки» как родные дети. Поэтому мальчишки, которые по привычке
матерятся через слово, готовы поделиться последним со своим воспитателем
или учителем. А ограничение соприкосновений с современным внешним миром
помогает воспитывать благородных рыцарей. Знаете, как второкурсники
(это шестой класс) готовились к вечеру, на который были приглашены
девочки! И та, и другая сторона готовили выступления и сюрпризы. Тайна,
романтика, ожидание чуда, радость дарить и получать подарки — все это
там пытаются сохранить.
Вряд ли ситуацию раздельного обучения сегодня можно считать пана-цеей
от всех бед. Но что может спасти современную школу? Ответ очевиден —
уровень культуры самого учителя. И, конечно же, его глубокая
заинтересованность, неравнодушие и любовь к своему делу и к «своим»
детям.
В том же Духе
Однако что бы ни делала школа, задатки целомудрия или его отсутствия
закладываются в семье. Поскольку каждая семья организм уникальный,
перечислять ошибки родителей не имеет особого смысла. Замечу лишь, что
целомудрие ребенка — от Бога данная добродетель, и проблемы в этой
области чаще всего являются следствием, а не причиной. Двигателем
разрушительного поведения растущего ребенка могут быть несогласия в
семье и решение спорных вопросов при помощи нечестных приемчиков или
психологического насилия; дурновкусие в подборе литературы, карьеризм, в
общем, любые неверные векторы духовного движения родителей. Здесь, как и
во всех других областях воспитания, работает принцип: «Будь таким,
каким ты хочешь видеть своего ребенка».
Другая распространенная и острая тема в педагогике — запреты. Что можно запрещать, а что нельзя?
Лично мне не давали смотреть взрослые фильмы, но поощряли любовь к
изобразительному искусству. Хотя альбомы с репродукциями могут таить в
себе то же самое, от чего ограждают запретом на «взрослое кино». Однако
на такие случаи вступающим в жизнь малышам дано от Бога удивительное
средство противодействия.
— В психике маленького человечка есть механизмы, защищающие его
сознание от лишней информации, — поясняет кандидат психологических наук
Анна Вахрушева, заведующая кафедрой психологии НФ МГЭИ. — Недаром у
ребенка старше трех лет первой реакцией на обнаженное тело или взрослый
поцелуй является желание отвернуться и спрятаться.
Почему-то у большинства взрослых возникает искушение побороть эту
реакцию, как говорится, «избавить от комплексов». Насилие над
естественным правом ребенка на целомудрие приводит к тяжелым, не всегда
очевидным для родителей, результатам. Выявить причину расстройства у
малышей под силу только специалистам. Как в случае двух братьев‑погодок,
которых привели на прием к логопеду с сильнейшим заиканием. В ходе
лечения выяснилось, что родители мальчиков трех и четырех с половиной
лет не считали зазорным при детях «заниматься любовью». Нервная система
малышей не вынесла перегрузки непосильными в силу возраста
впечатлениями.
— Внимательное отношение к ребенку, понимание его внутреннего мира,
восприятие его как ценности может дать хорошие ростки в будущем, —
делится универсальным рецептом Анна Вахрушева. — Самое сложное в этом
процессе — найти золотую середину, воспитать не ханжу, а образованного в
интимном плане человека, который в процессе взросления сможет сделать
самостоятельный выбор — жить «как все» или быть индивидуальностью. Мне
кажется, если цель воспитания — не скроить ребенка «под себя», «под
общество», а помочь ему развить врожденные индивидуальные задатки (в том
числе и духовные) и вовремя поддержать — то можно не бояться за
результат!
Заглядывая глубже в прошлое, вижу и я, что камни, на которых молодой
человек построит крепость своего целомудрия, закладываются очень рано.
Удивительно, даже когда я не видела Бога рядом с собой, не искала Его
воли, фундамент уже создавался. Что укрепляло меня тогда, до крещения?
Именно неприкосновенность души и тела дала ощущение огражденности. «Я в
этом не участвовала, я этого не видела, я этого не делала, и я этого не
хочу» — из такого противостояния сложилась моя оборона. Под ее защитой
прожила я свои «одинокие» годы и передала хранимое целомудрие мужу, с
любовью и преданностью. И вижу, как оно продолжает охранять наш брак.
Юлия Нурмагамбетова По материалам "Вода живая"
|