Главная » 2012»Ноябрь»27 » Пост телесный для пользы душевной. Начало Рождественского поста.
23:52
Пост телесный для пользы душевной. Начало Рождественского поста.
Установление
Рождественского (Филиппова) поста, как и других многодневных постов,
относится к древним временам Христианства. Уже с четвертого века св.
Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих
творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского
поста писал Лев Великий. Первоначально Рождественский пост
длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На
соборе 1166 года, бывшем при Константинопольском Патриархе Луке и
византийском Императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить
пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Антиохийский
Патриарх Вальсамон писал, что «поелику сомневались некоторые в том, что
нигде не означено количество дней поста Богородичнаго и
Рождественскаго, то сам Святейший Патриарх сказал, что, хотя дни этих
постов не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать
неписаному церковному преданию и долженствуем поститься от 15 дня
ноября». Рождественский пост - последний многодневный пост в
году. Он начинается 15 (28 - по новому стилю) ноября и продолжается до
25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном
уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье
на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого
стиля), то этот пост называют Филипповым. Рождественский пост -
зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года
таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к
празднованию Рождества Христова. Лев Великий пишет: «Само
хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение
года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при
рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять
грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий». По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, - пишет святитель, - так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным». По
словам Симеона Фессалоникийского, «пост Рождественской Четыредесятницы
изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей,
получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь
сорок дней, созерцаем и приемлем живое слово от Девы, начертанное не на
камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной
плоти». Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню
Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с
чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в
мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше
чистое сердце и желание следовать Его учению. Правила
воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, гласят, что в
течение всего поста следует отказаться от пищи животного происхождения, а
также от употребления рыбы по средам и пятницам. Тем не менее,
православный пост – это не только телесное воздержание, но и духовная
борьба человека со своими страстями. Святитель Иоанн Златоуст
предостерегает: «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании
от пищи. Истинный пост есть удаление от зла».