Помогают иконы, есть чудеса. Я сам – неоднократный свидетель замечательных чудес от святых и их мощей,
или от других проявлений их святости, оставленной нам в наследство. Но
мне кажется, что мы идем к святому или святой за каким-то чудом,
совершенно игнорируя то, что он или она стали похожа на Христа и нам
вообще этого не надо, а нам надо от нее получить какую-то определенную
часть наших нужд, а до самого святого или святой дела нет.
Такое ощущение, что блаженная Матрона
только и ждет, чтобы ей как можно больше свечей поставили, как будто
она питается этими свечами. Или кто-нибудь еще только и ждет, чтобы
побольше цветов к мощам принесли. Какое это имеет отношение к жизни
святого, если люди, приходящие к ним с молитвой или просто просьбами,
потому что люди часто даже не понимают, что такое молитва? «Дай мне! Дай
мне!» — что это за молитва?
Ведь если мы посмотрим, ектенья – на что мы говорим «дай, подай» – мы
просим о правильной смерти, мы просим о честном ответе на суде
Христовом, мы просим о таких вещах, которые не имеют отношения к тому,
что «дай вот сейчас». Совсем другое просим и в конце как раз и говорим
эти слова, что всю жизнь нашу, всего себя до конца Христу-Богу отдаем,
«все мое – Твое».
А так, конечно, мы благодарны Богу и святым
за то, что они оставили нам знаки их похожести на Христа и знак того,
каким может быть человек, который становится похожим на Христа. Какими
богатствами человек может обладать, если он не испугается взять дары
Божии, сказав: «Мне только это надо, а остальное не надо». Святые
показывают нам, как богатеет в Бога человек. Вот это их богатство, их
богатство во Христе, которое является знаками их похожести на Христа.
Но, если мы видим их богатство вне их жизни, а нам надо от них просто
что-то утянуть, получить и все — то тогда мы неправильно что-то
понимаем и поступаем так, как поступают, например, язычники. У них тоже
есть свои почитаемые места. У индусов в Индии масса мест паломничества,
масса мест, где жили их гуру, которым они верят как святым, масса мест,
куда они притекают, чтобы что-то такое для себя получить. Также и в исламе
есть масса почитаемых мест и святынь исламских, куда они приходят.
Смысл, внутренний позыв, внутренняя мотивация – что в Индии, что в
Мекке, что в Покровском монастыре, – оказывается одной и той же. В
основном, в большинстве случаев. По материалам "Православие и мир"
|