На
небе, братие, несмотря на взаимную любовь, радость и блаженство всех и
каждого, нет, однако же, того равенства, которое некоторые, по крайнему
неразумию, ищут на земле; и там одни начальствуют и предстоят, другие
повинуются и последуют. Существенное и полное равенство находится только
между тремя Лицами Пресвятой Троицы: Богом Отцом, Богом Сыном и Богом
Духом Святым.
Хотя число Ангелов безмерно велико,
«тмы тем» (Откр.5:11), по выражению Священного Писания; но Архангелов
только семь. «Аз есмь... един от седми святых Ангелов, – так говорил
Архангел Рафаил праведному Товиту, – иже приносят молитвы святых и
входят пред славу Святаго» (Тов.12:15). Отчего главных Ангелов только
семь – не менее и не более? Это – тайна творения, ведомая Господу и
Творцу Ангелов. Мы с благоговением можем приметить только, что
седмеричное число – число священное; ибо воззрим ли на Царство
благодати? Обретаем семь даров Духа Святаго, семь Таинств. Посмотрим ли
на царство природы? Находим семь лучей света, семь тонов звука, семь
дней творения и пр.
Из числа этих семи верховных духов
Святая Церковь первым признает Михаила. Кто как Бог (евр.) – означает
имя его; кто как Бог – выражают собой и все дела его. Он первый восстал
против Люцифера (сатаны), когда тот восстал против Вседержителя.
Известно, чем кончилась эта первая ужасная война, – низвержением Денницы
с неба. С тех пор Архангел Михаил не перестает ратоборствовать за славу
Творца и Господа всяческих, за дело спасения рода человеческого, за
Церковь и чад ее. Поэтому и изображается всегда в воинственном виде, с
копьем или мечом в руке, имея под ногами дракона, то есть духа злобы.
Белая хоругвь, украшающая верх копья его, означает неизменную чистоту и
непоколебимую верность Ангелов Царю Небесному; а крест, которым
оканчивается копье, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над
ним самими Архангелами совершается во имя Креста Христова, совершается
посредством терпения, смирения и самоотвержения. Поэтому для тех,
которые украшаются именем первого из Архангелов, всего приличнее
отличаться ревностью к славе Божией, верностью Царю Небесному и царям
земным, всегдашней войной против порока и нечестия, постоянным смирением
и самоотвержением.
Второе место в ряду Ангелов
принадлежит Гавриилу: имя, означающее силу Божию. Архангел этот в деле
служения спасению человеческому является особенно провозвестником и
служителем всемогущества Божия. Так, имеет ли открыться сила Божия в
чудесном зачатии Предтечи от престарелых родителей, весть об этом
зачатии возлагается на Гавриила. Имеет ли произойти безсеменное зачатие
Самого Сына Божия, – честь благовестил об этом достается снова Гавриилу.
Этот же Архангел, по мнению Богомудрых мужей, послан был для
подкрепления Спасителя в саду Гефсиманском и для возвещения Богоматери
Ее всечестнаго Успения. Поэтому Церковь именует его служителем чудес.
Но, служа чудесам, он поэтому есть особенный служитель и тайн Божиих.
Святая Церковь изображает его иногда с райской ветвью в руке, которая
была принесена им Богоматери, а иногда в правой руке – с фонарем, внутри
которого горит свеча, а в левой – с зерцалом из ясписа. Гавриил
изображается с зерцалом, поскольку он есть вестник судеб Божиих о
спасении рода человеческого; изображается со свечой в фонаре, поскольку
судьбы Божии бывают сокрыты до времени исполнения их, а при исполнении
постигаются только теми, кто неуклонно смотрит в зерцало слова Божия и
своей совести. Таким образом, всем, носящим имя Гавриила, прилична та
вера Божия (Мк.2:25), для которой, по слову Самого Спасителя, нет ничего
невозможного.
Рафаил, или помощь и исцеление Божие,
есть имя третьего Архангела; имя, любезное всем страждущим. В Священном
Писании есть целая книга, в которой описывается, как этой Архангел, в
виде человека, сопутствовал праведному Товии, освободил от злого духа
его невесту, возвратил зрение его престарелому отцу, Товиту, и потом
вознесся от них на небо. Поэтому этот Архангел изображается с сосудом
врачебным в левой руке, правой рукой он ведет Товию. Весьма поучительны
слова, сказанные этим Архангелом при разлучении с семейством Товита:
«Благо молитва с постом и милостынею и правдою... – вещал Рафаил, –
милостыня бо от смерти избавляет и тая очищает всяк грех... не утаился
ecu мене благотворяй, но с тобою бех» (Тов.12:8-9,13). Поэтому, кто
желает сподобиться небесной помощи Рафаила, тому первее всего надобно
самому быть милостивым к бедствующим. Тем более добродетель милосердия и
сердолюбия должна отличать носящих имя Рафаила: иначе у них не будет
духовного союза с Архангелом.
Четвертого Архангела изображают с
мечом, а в шуйце с пламенем, ниспускающимся долу, а имя его – Уриил, то
есть свет или огонь Божий. Как Ангел света он просвещает умы людей
откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он
воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые
привязанности земные. Итак, Уриил – ваш Архангел, люди, преданные
наукам! Не забывайте, по его примеру, быть служителями не только света
истины, но и огня Божественной любви. «Разум (убо) кичит, а любы
созидает» (1Кор.8:1).
Пятый Архангел является верховным
служителем молитвы и называется Селафиил. Чистая и пламенная молитва
сама может служить вместо Херувима для души, охраняя ее от всех
враждебных сил. Но каковы наши молитвы? Слабы, кратки, нечисты, холодны.
И вот, Господь даровал нам целый лик Ангелов молитвенных с их вождем
Селафиилом, чтобы они чистым дохновением уст своих согревали наши
хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, о чем, когда и как
молиться, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати.
Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном
положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с
благоговением к персям, то знайте, что это Селафиил. А видя в таком
положении самого Архангела молитвы, старайтесь сами во время молитвы
быть всегда в положении, приличном молящемуся. Приличном, говорю, ибо у
многих и нет этого. Смотря на то, как иные из нас молятся, подумаешь,
что они не просят, а повелевают и угрожают Тому, у Кого просят. Это ли
молитва?..
У шестого Архангела в деснице златой
венец, а в шуйце бич из трех красных вервий. Это потому, что обязанность
этого Архангела с ликом Ангелов, ему вверенных, есть поощрять наградой
благ вечных и защищать именем Святой Троицы и силой Креста Христова
людей, труждающихся во славу Божию; поэтому он и называется Иегудиил,
или хвала Божия. Всякий из нас, от мала до велика, обязан жить и
трудиться для славы Божией. Но на нашей грешной земле, среди нас,
грешных людей, всякое благое дело иначе не совершается, как с трудом, а
многие – с великим и тяжким трудом. Что нужды? Господь и Владыка наш не
забудет никакого дела нашего и никакого «труда любве» (Евр.6:10) во имя
Его. Чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела
не напрасно венец: это награда для всякого христианина, трудящегося во
славу Божию.
Последнего Архангела, последнего по
порядку, а не по достоинству и силе, Богомудрые учителя Церкви называют
Варахиилом. Это Ангел благословений Божиих, как это означает его имя;
его изображают со множеством цветов розовых в недрах его одежды.
Поскольку благословения Божии различны, то и служение этого Архангела –
многообразно: через него посылается благословение Божие на всякое доброе
дело, на всякое доброе житейское занятие. Но только тогда, без
сомнения, когда земное благословение люди хотят принимать для стяжания
благословений небесных и вечных; когда, например, желают иметь чад, дабы
воспитать их в страхе Божием; ожидают обилия плодов земных, дабы
поделиться ими с бедностью, истаивающей от голода, украсить храм Божий,
призреть сирого, искупить должника невинного, и тому подобное. В
противном случае, Господь не пошлет, и Архангел не принесет
благословения.
Празднуя собор Архангелов и Ангелов,
мы должны, братие, помышлять, что и нам надобно, непременно надобно быть
или в соборе Ангелов, или среди скопища духов отверженных. Кто может
решиться на последнее? Но, желая первого, надобно заблаговременно
приготовлять себя к сожитию с Ангелами через стяжание мыслей и чувств
Ангельских. Аминь.
|