«В молитвах неусыпающую Богородицу и в
предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста:
якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся
приснодевственную».
Надо объяснить этот кондак праздника, ибо вы мало понимаете славянский
язык. Пресвятая Богородица неусыпно молится о роде человеческом, и
непреложно наше упование на Ее предстательство пред Сыном Ее
Божественным. Смерть и гроб не могли удержать Ее в своей власти.
Знаем мы по преданию, что когда чудесно были собраны к смертному одру Ее
все апостолы, недоставало апостола Фомы: он прибыл через несколько дней
и в большой горести просил показать хотя бы фоб Богородицы. Отвалили
камень от гроба в Гефсиманском саду, где по завещанию Богородицы Она
погребена, но тела Ее не нашли.
Гроб и умерщвление не удержали Ее, ибо Она была Матерью Начальника
жизни, вселившегося в Ее приснодевственную утробу, Который и Ее
преставил к вечной жизни. Остановимся на этих последних, весьма важных
словах. Смерть Богородицы была блаженным успением, в котором Она, по
неложному слову Своего Божественного Сына, перешла непосредственно от
смерти в жизнь. Ибо так сказал Господь: Истинно, истинно говорю вам:
слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и
на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин. 5, 24).
Смерть праведных есть непосредственный переход от жизни в теле, в
условиях земных, к жизни вечной в Царствии Божием. Это знаем также из
слов Господа Иисуса Христа в Его притче о богатом и Лазаре: Умер
нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и
похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел
вдали Авраама и Лазаря на лоне его (Лк. 16, 22–23). Итак, немедленно по смерти началась для Лазаря вечная блаженная жизнь, а для богача адские муки.
Из 20-й главы Откровения Иоанна знаем мы, что есть смерть первая и
смерть вторая. Первая смерть – это та естественная смерть, которой
кончается жизнь каждого человека, и только эта естественная смерть,
часто бывающая блаженным успением, постигает праведных. А тяжких
грешников и богохульников ожидает страшная вторая смерть, смерть
духовная, на которую будут они осуждены Христом на Страшном Суде Его.
Вы скажете: «Но ведь и праведные предстанут на суд?» Да, предстанут, но
это будет для них не суд, а торжество, ибо, но слову Христову, на суд
они не приходят. До изречения Своего Божественного приговора Христос
отделит овец от козлищ. И овец, то есть праведных, поставит по правую
сторону Свою и скажет им приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34).
А осуждение на смерть вторую постигнет только злых козлищ.
Об этой глубокой тайне говорил еще древний мудрец Соломон: души
праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. В глазах неразумных
они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас
– уничтожением; но они пребывают в мире (Прем. 3, 1–3).
А святой апостол Павел так говорил: для меня жизнь – Христос, и
смерть – приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему
делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание
разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а
оставаться во плоти нужнее для вас (Флп. 1, 21–24). О, как чудны эти слова апостола: для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение.
Будем же и мы подражать ему, как он Христу, да будет и наша жизнь вся
во Христе, смерть – радостью и великим приобретением, да не постигнет
нас слово Псалмопевца: Смерть грешников люта (Пс. 33, 22).
Да будет она и для нас, христиан, блаженным успением и переходом от
смерти в жизнь. Да не устрашает нас ожидание Страшного Суда, ибо он
страшен только для тяжких беззаконников, для нераскаянных грешников и
богохульников. А нам, христианам, сказал Сын Божий, заканчивая Свою речь
о признаках Его второго пришествия: Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесъ и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше (Лк. 21, 28).
Живите же так, чтобы никого из вас не постигла смерть вторая!Аминь.