Открываешь православный календарь за 2002 или 2003 год и видишь огромное количество имен святых святых и годы их кончины: 1918, 1920, 1937... Это наши русские мученики за Христа, пострадавшие в советские годы: расстрелянные и замученые в концлагерях и ссылках епископы, священники, монахи и монахини, миряне разных сословий (от царя до простого крестьянина). Всем нам они родные по духу и как соотечественники, но многим нашим современникам кто-то из пострадавших в годину гонений за веру Христову приходится дедами, отцами или родственниками по отцовской или материнской линии. А сведения о новомучениках все продолжают поступать, новых страдальцев причисляет Церковь к лику святых. Имена, имена... За каждым из них стоит свой жизненный путь, страдания и победа добра над злом, жизни над смертью, веры над неверием, любви над ненавистью. Они были всегда со Христом, потому мы и чтим их сегодня как победителей.
Особенно много среди пострадавших за веру монахов, иноков, послушников. Люди пламенной любви к Богу, они посвятили Ему всю свою жизнь. Во время гонений иноки, чистые сердцем, не отрекались от обетов, данных Господу.
Недавно на одной из служб в Свято-Никольском кафедральном соборе мы познакомились со священником Казанского храма села Срезнево Шиловского района Рязанской области. Предлагаем вниманию читателей его рассказ о препробноисповеднице схимонахине Анне (Столяровой):
- Прославление в лике новоисповеднико схимонахини Анны (Столяровой) состоялось в Казанском храме села Срезнево 16 августа 2003 года (Святейший Патриарх Алексий II благословил канонизацию преподобноисповедницы Анны 7 мая 2003 года), службу возглавлял в этот день епископ Рязанский и Касимовский Павел. Второго ноября этого года в Срезнево были торжества по случаю обретения святых мощей исповедницы. Открытие святых мощей (а их вынимали 30 октября) сопровождалось необычными явлениями: на голени схимонахини Анны отпечатался кусочек от схимы, осталась надпись из белых букв. Схимонахиня была похоронена более 40 лет назад, и кто-то тогда на похоронах положил живой цветок в могилу. При открытии мощей оказалось, что цветок чудесным образом сохранился. Сохранились также крест в руках угодницы Божией, ее кожанный пояс, причем вещи исповедницы благоухают.
К нам в Казанский храм села Срезнево приезжают паломники из Москвы, Рязани. Они едут помолиться пред особо почитаемой в нашем храме иконой “Споручница грешных”. Эта икона чудотворная, она мироточит. Люди по молитвам Божией Матери получают исцеления. Так, одна паломница исцелилась от рака, другая больная девушка - от беснования, еще было исцеление от кожного заболевания. Долгие годы хранительницей этой иконы была схимонахиня Анна, сейчас ее хранит сподвижница и сомолитвенница матушки Анны - схимонахиня Мариамна. Схимонахини Анна родилась в деревне Ржевская села Заполье Спасского уезда на Рязанщине 5 января 1896 года в семье благочестивых крестьян Гурия и Марии. С юных лет она отличалась кротостью, смирением и необыкновенной любовью к людям. В 1913 году, то есть в 17 лет, девушка поступила в женскую Крестовоздвиженскую Полунинскую общину, где основным ее послушанием было клиросное пение. В 1917 году она была пострижена в иночество с именем Анисия архимандритом Тихоном (Преображенским), настоятелем Иоанно-Богословcкого монастыря. После закрытия общины в 1920 году монахиня Анна была псаломщицей в церкви своего родного села Заполье. Настоятелем храма там был ныне прославленный Церковью как преподобномученик иеромонах Сергий (Срезневский). В это же время в соседнее село Срезнево в храм Казанской иконы Божией Матери святым старцем игуменом Филаретом (Срезневским) (ныне он также канонизирован) была принесена чудотворная икона Божией Матери “Споручница грешных”. Сам игумен Филарет остался служить в Казанском храме, храня чудотворную икону. Матушка стала духовной дочерью игумена Филарета и вместе с ним стояла за православную веру. Отец Филарет постриг ее в мантию с именем Агния.
В 1931 году матушку Агнию и отца Сергия арестовали и приговорили к трем годам концлагерей по делу “филаретовцев”. Отбыв срок, они оба стали подвизаться в Казанском храме села Срезнево. Матушке была передана на хранение икона “Споручница грешных”. В 1937 году отца Сергий и матушку вновь арестовали, предъявив обвинение в антисоветской агитации. На этот раз матушке дали десять лет концлагерей. Много натерпелась она в лагерях и пересылках: отбывала срок в Казахстане, на Камчатке, на Дальнем Востоке, в Сибири. Но долгие годы каторжного труда не сломили матушку духовно. Память о схимонахине Анне благоговейно хранит матушка Мариамна. Она помнит рассказ исповедницы об одном чудесном событии, происшедшем с ней в заключении, о том, как хранил ее Промысел Божий. В 1942 году матушка Агния умирала в концлагере от истощения и попросила священника из заключенных исповедовать и причастить ее. Он, обладая даром прозорливости, поведал ей о том, что ему самому открыл Господь: монахиня Агния останется в живых, выйдет из лагеря, встретит на своем жизненном пути девицу Марию (будущую схимонахиню Мариамну) и через несколько лет после освобождения скончается у нее на руках. Все предсказанное сбылось. Матушка Агния вернулась в Срезнево в 1950 году и восемь лет служила при храме вместе с другими монахинями. Они жили по монастырскому уставу. Во всем была строгость и вместе с тем истинная христианская любовь.
Господь открыл матушке духовные очи. Монахини неоднократно видели, как она разговаривала с Божией Матерью. Заболела матушка Агния внезапно и через три месяца угасла. Во время болезни она приняла великую схиму с именем Анна, 23 декабря 1958 года схимонахиня Анна отошла ко Господу.
По воспоминаниям матушки Мариамны, схимонахиня Анна была очень строгой к себе. Она любила детей, шила им куклы из тряпок. Всегда усердно молилась, в том числе за своих родных. Сейчас еще жива племянница схимонахини Анны, за которую она тоже очень много молилась. В родном Заполье по молитвам исповедницы был восстановлен храм.
Матушка Анна много потрудилась для Казанского храма в Срезнево: они вместес матушкой Мариамной пепи на клиросе, пекли просфоры, шили облачения. И матушка Мариамна (а она уже в очень преклонных летах) до последнего времени, пока были силы, все старалась делать сама, говоря, что так ее учила схимонахиня Анна.
16 августа этого года, в день прославления в лике святых схимонахини Анны, когда ее икона была вынесена из алтаря, матушка Мариамне на клиросе было видение: ей явилась преподобноисповедница Анна и сказала, что надо обрести мощи. Это и было совершено владыкой Павлом 2 ноября.
Казанский храм тепа Срезнево, где до самой своей кончины подвизалась схимонахиня Анна, был построен в 1905 году на средства военного инженера, рязанского помещика Константина Измайлова. До этого времени в селе был деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы, который построили еще в XVII веке. В советское время в Казанском храме проводились службы, он был закрыт только с 1939 по 1941 годы (некому было служить), а в войну снова возобновились богослужения. С 1919 по 1931 год в храме служил новомученик игумен Филарет (Срезневский), а с 1934 по 1937 год – новомученик иеромонах Сергий (Срезневский). Оба они погибли в концлагерях. У них окормлялась духовно матушка Анна.
Слава Богу, что теперь повсюду на Руси прославляют пострадавших за веру священников, монахов и монахинь, мирян. И у нас в Мурманской области недавно причислены к лику новомучеников и исповедников преподобномученики Моисей (Кожин) и Феодор (Абросимов).
Жизненный путь послушника Феодора из села Чаваньга очень похож на путь рязанской исповедницы Анны. Даже и год ухода в монастырь совпадает: Анисия поступила в Крестовоздвиженскую общину, а Феодор - в Трифонов Печенгский монастырь в 1913, ей было 17, а ему - 16 лет. Оба не нарушили верности Богу и своим святым обителям после революции. И Анна, и Феодор претерпели лагерное заключение, а Феодор и скончался в концлагере. Оба отличались смирением, твердой верой, кротостью и трудолюбием. Оба сподобились пострадать за Христа и наследовать Царствие Небесное.
Хочется также вспомнить и о том, что и а Мурманской области тоже были монахини-подвижницы во время гонений на Церковь. Например, схимонахиня Херувима (Александра Куршева), много лет подвизавшаяся в Свято-Никольском соборе и препятствовавшая его закрытию в советское время. Это и монахиня Евдокия (Волкова) из ссыльных, первая староста Казанского храма Кировска. Мы обращаемся с просьбой к тем, кто что-нибудь может рассказать о них, прислать свои воспоминания в редакцию “Православной газеты”. Надо заботиться и о могилах священников и монахинь” потрудившихся в Кольских храмах. Молитвами наших новомучеников и исповедников мы теперь и живем, и строим церкви, и спасаемся.
Тропарь преподобноисповеднице Анне Срезневской, гл. 4-й
Образ кротости и благочестия явилася еси в земле РЯЗАНСКОЙ святая Анна./ От юности Господа возлюбив, /пением, Бдением и молением Имя святое Его восхваляла еси./ Со смирением тяжкие страдания в темнице претерпела еси,/ вознося за все благодарение ко Господу./ Мы же ныне прославляем тя, святая преподобноисповедница,/ яко хранительницу святаго образа Пресвятыя Богородицы «Споручница грешных»/ и дивную молитвенницу о душах наших./
Статью подготовила раба Божия Галина.
Миссионерская газета
Мурманской и Мончегорской епархии, номер 3, год 2004, март
|