Поздравляем всех с началом Великого Поста, и
предлагаем в назидание и благословение воистину замечательную проповедь
архиепископа Аверкия (Таушева) о посте Богоугодном.
«Постимся постом приятным,
благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание
языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и
клятвопреступления - сих оскудение пост истинный есть и благоприятный» (Стихира в понедельник первой седмицы Великого поста).
Наступает Великий пост. Многие в наше
время подобно евангельскому блудному сыну, ушедшему из отеческого дома,
живя «на стране далече», вдали от Церкви и ее спасительных уставов,
совсем утратили правильное понятие о посте и не зная его смысла и
значения, имеют превратное о нем представление.
Мы не говорим уже об открытых
безбожниках и богоборцах, вроде тех, которые поработили нашу несчастную
Родину, некогда славившуюся на весь мир необыкновенно строгим
соблюдением церковных постов, от царя до простолюдина, - в наше время
многие даже из считающих себя верующими христианами совершенно
игнорируют посты, не видя и не понимая пользы от них, причем нередко
повторяют то же, что говорят о постах явные безбожники и таким образом
солидаризуются с ними в их нападках на спасительные установления нашей
святой веры и Церкви.
Грубо кощунствуя, безбожники, например,
говорят: «Не все ли равно Богу, что я буду есть? Почему Богу не
хочется, чтобы я покушал мясца?»
А другие, даже из числа верующих,
искренно думают, что сущность поста только в том и заключается, чтобы
не есть постом скоромной пищи, то есть: мяса, молока, сыра, яиц, и этим
телесным воздержанием лишь и ограничиваются. И мало-мало кто в наше
время знает подлинное учение о посте нашей Церкви, идущее из глубины
веков, с самых апостольских времен, и прекрасно, исчерпывающе раскрытое
в дивных и выразительных песнопениях первой седмицы Великого поста.
Истинный пост, благоугодный Господу,
состоит по учению нашей Святой Церкви, не только в одном телесном
воздержании от вкушения так называемой скоромной пищи, но и в
воздержании от всякого рода зла: «истинный пост есть злых отчуждение».
«Постящиеся, братие, телесне, постимся и духовне». Как же это «поститься духовне»? В чем состоит этот «пост духовный», который только и делает пост «истинным» и «благоугодным Господу»?
Это, как поет Святая Церковь: -
«воздержание языка, «ярости отложение», «похотей отлучение,
оглаголания, лжи и клятвопреступления».
Этот пост духовный настолько важен и необходим, что без него, как учит наш великий российский святитель Тихон Задонский, «телесный пост ничтоже есть», то есть телесный пост теряет всякую силу и значение, если нет поста духовного, или воздержания от греховных страстей.
Но отсюда никак нельзя делать вывода,
что телесный пост маловажен, и можно им пренебречь. Телесный пост
чрезвычайно важен потому, что 1) он укрепляет нашу волю в послушании
Церкви и ее установлениям и 2) помогает смирить и обуздать плоть, в
которой гнездятся телесные страсти, часто доводящие человека до
неистовства и самых страшных преступлений. Первая заповедь, которую дал
Господь Бог человеку, была как раз заповедь о посте - о
невкушении плодов от древа познания добра и зла: «от древа же, еже
разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже аще день снесте
от него, смертию умрете» (Быт.2,17), и эта заповедь была дана не для чего-либо другого, как именно для укрепления в добре
новосозданного человека чрез послушание его любящему Творцу и Отцу
Богу. Не устоял первый человек в добре, нарушил эту столь, казалось бы,
простую и легкую заповедь Божию, и этим навлек на себя и на весь
происшедший от него человеческий род неисчислимые бедствия.
Вот как важно укрепить свою волю в
добре, что достигается только чрез послушание Богу путем отсечения
своих собственных вожделений!
Великий пост и есть, по замыслу Святой
Церкви, такое упражнение воли, с целью исправить то зло в наших душах,
которое мы унаследовали от нашего родоначальника Адама и праматери
нашей Евы, нарушивших данную им заповедь Божию. И к этому упражнению
Святая Церковь призывает нас ежегодно в форме и телесного и духовного
поста, поскольку каждый из нас состоит из души и тела, и они друг на
друга взаимно влияют.
Вот почему - грубое заблуждение думать,
будто пост состоит в одном только воздержании от скоромной пищи и что
Церковь только такого воздержания от нас и требует. Против такого
утверждения говорят многие песнопия Великого поста, а одно из них прямо
говорит, что кто воздерживается лишь от пищи, тот «злым бесам
уподобляется, николиже ядущим». И Церковь не требует телесного поста
от немощных и болящих («кроме немощи телесные...»), а свв.
отцы-подвижники даже утверждают, что болезнь вменяется человеку
больному вместо поста. Но только, конечно, настоящая болезнь, а не
мнимая, воображаемая или притворная, с целью свергнуть с себя иго
поста, под предлогом болезни. Тут судией может быть только духовник,
без которого вообще у человека верующего самочинно ничего не делается.
С другой стороны нельзя сводить весь
подвиг поста к чисто-духовному воздержанию, памятуя, что телесный пост
оказывает чрезвычайно-могущественную помощь в деле пощения духовного,
ослабляя слишком сильную и здоровую плоть и гнездящиеся в ней плотские
страсти. К сожалению, мало кто знает из людей, не живущих по духу, что
ядение мяса и вообще пищи животной возбуждает в человеке чисто-животные
инстинкты и стремления, с которыми очень трудно, порою непосильно,
бороться без телесного воздержания.
Наконец, важно знать, что пост состоит не только в том, чтобы «есть не все», но и в том, чтобы «есть мало». Объедаться
постной пищей такой же грех и так же губительно для души, как и есть в
пост пищу скоромную. Это тоже далеко не все знают и понимают, а между
тем это весьма существенно, ибо всякого рода объядение
само по себе зловредно и предосудительно для человека постящегося. Все
вышесказанное отлично было известно нашим благочестивым предкам,
которые, как правило, строго соблюдали пост, как телесный, так и
духовный, начиная его, в согласии с установленным Церковью взаимным
прощением обид в так называемое «прощеное воскресенье», когда нередко
искренно и умиленно примирялись друг с другом люди, долго враждовавшие
между собой. Всякая злоба и вражда в этот великий день всепрощения
забывалась, и люди вступали в постный подвиг с как бы обновленными
душами, способными к принятию благодатных даров Божиих и полному
духовному перерождению.
Это собственно, и есть цель христианского поста - сделать человека новой тварью во Христе (2 Кор.5,17 ;Гал.6,15),
а цель эта совпадает с целью христианства вообще. Следовательно, не
только нельзя считать пост чем-то ненужным или противным христианству,
как это делают некоторые, а как раз наоборот. Без поста нет и не может
быть христианства, а Великий пост есть, по существу, ничто иное, как ежегодное упражнение для нас в подвиге истинно-христианской жизни, путь, ведущий нас к достижению христианского совершенства, в каковом и состоит цель христианской жизни.
Увы! В наше злокозненное, подлинно
богоотступническое время, время почти уже полного расцерковления жизни,
осатанелого секуляризма, этого не понимает даже большинство людей, еще
считающих себя христианами и, порою, христианами православными. Для
них пост - тяжкая обуза, которую они стремятся с себя сбросить, или, в
лучшем случае, - благочестивый обычай давно ушедшей в далекое прошлое
старины, который совсем не обязателен теперь для всех: можно его
соблюдать, а можно и не соблюдать.
А, между тем, Господь ясно сказал, что «род бесовский изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17,21 ;Мк.9,29).
Вот и причина, почему в наше страшное
время бесы так овладели людьми, что современная жизнь все больше и
больше уподобляется аду, а люди теряют облик человеческий, делаясь
способными ко всякому злодеянию, ко всякому самому жуткому
преступлению. И тут уже ничем нельзя помочь; кроме возвращения на тот
путь, который указан Самим нашим Творцом - Богом чрез учрежденную Им на
земле Церковь. Вернемся же на этот единственный путь спасения!
|