Какую
умилительную картину представляет нам Сретение
Господне! Глубокий старец Симеон, держащий
на руках младенца Бога, по ту и другую сторону его
– Иосиф Праведный и
Пресвятая Дева Богородица;
невдали – Анна Пророчица
восьмидесятичетырехлетняя постница и
молитвенница. Очи всех устремлены на
Спасителя. В нем исчезают они вниманием и
из Него пьют духовную сладость, питающую души их.
Можете судить, как велико было блаженство
сих душ!..
Но, братие, и мы все призваны не к мысленному
только представлению сего блаженства, а к
действительному его вкушению, потому что
все призваны иметь и носить в себе
Господа и исчезать в Нем всеми силами
своего духа. И вот, когда достигнем мы сего
состояния, тогда и наше блаженство не ниже будет
блаженства тех, кои участвовали в
Сретении Господнем. Те были блаженны –
видевше; мы же будем блаженны – не
видевше, но веровавше.
Приложите внимание. Я коротко укажу вам,
как сего достигнуть. – Вот что сделайте и
делайте.
1. Прежде всего покайтесь. Помните, что
в духовной жизни без покаяния ничего сделать
нельзя. Чего бы кто ни искал, начало всему да будет
покаяние. Как без фундамента нельзя строить дома и как, не
очистивши поля, нельзя ни сеять на нем, ни садить,
так без покаяния ничего нельзя предпринимать в
духовных наших исканиях, что б вы ни сделали
без него, все – всуе. Так, прежде
всего покайтесь, то есть оплачьте все худо
сделанное и решитесь на одно богоугодное. Это будет то же,
что обращение взора и всего тела на путь
в сретение Господу и первое
вступление на сей путь.
2. Затем, храня постоянно неизменным чувство
покаяния, устройте для себя такой род жизни и
поведения, чтобы на каждом у вас шагу или при
каждом движении был как бы преднаписываем
в вашем внимании Господь и
Спаситель наш. Такой порядок сам собою устроится в
вас, если: а) все, что ни делаете, вы
будете делать во славу Господа и
Спасителя, делать ради Христа. Тут разумеются не одни
большие дела, а всякое вообще действие.
Ибо смотрение и слышание, молчание и говорение,
ястие и питие, сидение и хождение, труд и покой, все
вообще может быть посвящаемо Господу и
освящаемо Его именем Всесвятым.
Так как минуты не бывает, чтоб мы не были за
каким-либо делом, то, устроившись так в делах
своих, вы поминутно будете сретать
Господа, во славу Его обращая
все дела свои. Сие исполнить и плод от сего
получить вы можете тем удобнее, если при этом: б)
в порядок дел своих повседневных
вставите чины молитвенные – и
церковные, и домашние, и вообще
поставите законом быть строгими исполнителями
всякого устава Святой Церкви до
малой иоты, без суемудрий и кривотолкований,
в простоте сердца. Как содержание каждого
молитвословия есть Господь и наше к Нему
обращение, то, совершая его или участвуя
в нем, вы будете сретать Господа в
сочувствиях и услаждениях своего сердца.
Если затем: в) промежуток остающегося
времени вы наполните чтением Писаний о
Господе, или слушанием беседы о Нем, или
своеличным размышлением о Нем и о великом деле
спасения, совершенном Им на земле, то сами
увидите, что ни внутри вас, ни вне
не останется ничего, что не носило бы напоминания о
Господе, не преднаписывало Его
вниманию вашему, не изводило ваш
дух во сретение Ему.
3. Не должно, однако ж, забывать, что все сии
труды и занятия суть только приготовительные. На них
одних останавливаться не должно, а надо
устремляться далее. Как из пищи, принимаемой нами в
грубом виде, выделываются потом тонкие
стихии жизненные, так из сих занятий, видимо
совершаемых, осязаемых, должны образоваться
в духе тончайшие расположения или устремления ко
Господу, именно: под трудом посвящения
всех дел Господу должно
качествовать устремление всех желаний
нашей души единственно к Господу; под
исполнением всех молитвословий или
участием в богослужениях должно слагаться в
сердце сочувствие только ко Господу и
Господнему; под чтением и слышанием Писаний о
Господе должно лежать в основе охотное
устремление внимания ума нашего к единому
Господу. Те труды суть возделывание
поля, а сии стремления – восход посеянного; те
– ствол и ветви, а сии –
цвет и плод. Когда возникнут в нас сии
расположения, это будет значить, что дух наш весь
своим сознанием и своим настроением изшел
в сретение ко Господу. И как Господь
везде есть и Сам ищет сретиться с духом нашим, то
взаимное их сретение после сего устрояется само
собою. С тех пор дух наш начнет вкушать
блаженство Симеона Праведного, то есть
начнет носить в объятиях своих сил и
стремлений Господа, Который есть полное их насыщение
и удовлетворение. Это то, что называют
вкушением Господа, покоем в Нем, умным
Богу предстоянием, хождением пред Господом,
непрестанною молитвою – предмет трудов,
желаний и исканий всех святых Божиих.
Сего блага сподобиться желаю всем вам,
празднующим ныне Сретение Господне. Если б
кто, жалуясь, сказал: желателен плод, но труд достать его
слишком тяжел, тому можно ответить так: хорошо, есть
легче способ, или способ простее сложенный. Вот он!
Покайся; затем, ревнуя об исполнении
всякой заповеди Божией, ходи неотступно пред
Господом, устремляясь к Нему всем
вниманием ума, всеми чувствами
сердца, всеми желаниями воли.
Устроившись так скоро сретишь Господа.
Он внидет в тебя и упокоится в
тебе, как на объятиях Симеона Праведного.
Чем-нибудь еще облегчить труд, необходимый в искании
сретения Господа, уже нет никакой возможности.
Молитва Иисусова: Господи Иисусе Христе,
Сыне Божий, помилуй мя – сильно и мощно может
помогать в сем труде. Но, опять, не сама по себе, а
под условием устремления всех сил нашего духа
к Господу! – Трезвитеся убо и
бодрствуйте (1 Пет. 5, 8). Вышних
ищите… и живот ваш сокровен да
будет со Христом в Боге (Кол. 3, 1, 3). –
Тогда, соделавшись един дух с Господем (1 Кор.
6, 17), узрите и обымете сего Господа, и
возрадуется сердце ваше, и радости вашея
никтоже возмет от вас (Ин. 16, 22), ни в
сей век, ни в будущий. Аминь.
|