Настоящий праздник можно назвать праздником дружества. Иисус говорит: Лазарь, друг наш, успе [1], и спешит в Вифанию, несмотря на опасность там для своей жизни от иудеев. Ученики говорят также: идем и мы, да умрем с ним [2],
то есть, говорят то, что могла внушать только самая пламенная дружба к
Лазарю. О Марфе и Марии, сестрах его, невозможно и сомневаться: их душа и
сердце как бы погребены вместе с братом и другом. Самые фарисеи, забыв
свои лицемерные виды и расчеты, пришли в Вифанию не для чего другого,
как да утешать сестер о смерти брата. А при гробе Лазаря - тут Иисус
даже прослезился, - и конечно не от уныния и печали, ибо сейчас скажет:
Лазаре, гряди вон, а от любви и дружбы, для которых тяжело видеть и на
одну минуту возлюбленного своего в гробу; среди праха и тления. -
Посему-то самые иудеи заговорят: виждь, како любляше его! [3]. - Итак, говорю, праздник настоящий можно, по всей справедливости, назвать праздником дружбы.
Если
когда, потому, то ныне самый удобный случай для нас наблюдать, как
Господь поступает со Своими друзьями и возлюбленными. Много ли Он любит
их? Так любит, что проливает слезы на их гробе. Иисус не плакал на Своем Кресте, а над Лазарем плачет; и сделал для него то, чего не делал ни для кого: ибо воскресил его из мертвых, уже четыредневна и смердяща.
Но
любовь эта делает ли друзей Господа вовсе неприкосновенными ни для
какой скорби и искушений? Напротив. Из примера Лазаря и сестер его
особенно видно, как справедливо замечено апостолом Павлом, что егоже... любит Господь, того наказует и испытует [4].
Ибо смотрите, вот семейство, которое Господь постоянно отличал Своим
вниманием; среди которого, во время пребывания Своего в Иерусалиме,
всегда находил для Себя дружеский приют и успокоение, которому явил
столько знаков Своей благорасположенности, так что оно само уже
нисколько не сомневалось в любви Его, а возлагало на Него полную надежду
во всяком случае, как и теперь, едва только Лазарь заболел, дали Ему
знать о том, в уверенности, что Он немедля явится и возвратит здравие
Своему болящему другу, - вот, говорю, семейство, святое, чистое, самое
близкое к Господу: и, однако же, какому великому искушению и какой
скорби подвергается оно теперь со смертью Лазаря! Господь, без сомнения,
мог отвратить болезнь от Своего друга, но не отвратил; мог сделать ее,
по крайней мере, не смертельною, но не сделал; мог поспешить чудом и
прийти в Вифанию на другой или третий день по смерти, но явился на
пятый. Почему так и для чего? Потому и для того, чтобы сделать и Лазаря и
сестер его вполне орудием славы Божией, дабы дать им - и печалью Своею,
и болезнью брата, и самою смертью его, послужить великому делу спасения
человеческого: да прославится Сын Божий ея ради! [5].
Так поступает Господь с другами и присными Своими! Он блюдет их яко
зеницу ока, без Его воли не падает с главы их ни одного волоса: но это
не значит того, чтобы Он непрестанно ущедрял их только благодеяниями,
чтобы увеселял и питал их сладостями, подобно как поступают с детьми
своими сердобольные, но неразумные матери, портя таким образом их нрав,
приучая их к изнеженности и роскоши: - нет, Господь премудр и не может
поступать таким образом; Он взирает не на удовольствие, а на истинную
пользу любящих Его и любимых Им; и для усовершения их в вере, любви,
смирении и преданности, нередко посылает на них такие искушения, каких
не видят над собой грешники. У кого, например, из грешников требовал
когда Господь в жертву Себе сына? А у Авраама требовал. Кто любезнее Ему
был двенадцати учеников Его? И все они скончались за имя Его среди
мучений - иной от меча, иной от креста, иной от камней. Все это не
только по любви их к Господу, но и по любви к ним Господа. Ибо для Него,
как Всемогущего, ничего не стоило отвратить от них все искушения,
окружить их даже всеми видами счастья земного; но Он не сделал этого, а,
напротив, попустил обрушиться на них всем бедствиям, да принесением их
взойдут на большую высоту и достигнут светлейших венцов: потому что
ничто так не делает человека чистым, ничто так не возвышает его в духе и
не приближает к Богу, как мужественное перенесение скорбей и напастей. Перестанем
же, братие мои, соблазняться и недоумевать, если видим, что кто-либо и
из верных рабов Божиих не благопоспешается в земных делах своих, терпит
нападение или клевету, страдает от болезни и других зол. Ужаснемся,
напротив, и пожалеем, когда встретим счастливого во всем нечестивца,
высящегося как кедр ливанский. Ибо это значит, что он, как неисправимый,
предоставлен уже самому себе и, по выражению Писания, восприемлет,
подобно богачу Евангельскому, благая в животе своем, дабы по смерти идти
прямо во огнь геенский. Перестанем унывать и отчаиваться, когда и
нас, несмотря на чистоту рук и правоту путей наших, посетит какая-либо
горесть и потеря. Напротив, если мы хотим быть воистину рабами
Господними, то должны в этом случае не падать, а возвышаться в духе,
утешаясь той мыслью, что Господь взирает на нас уже не как на малых
детей, неспособных ни к какому трудному опыту и подвигу, а как на
возросших, от которых с благонадежностью можно ожидать и требовать жертв
и усилий. А для этого утвердим навсегда в душе нашей мысль, что все
горести и напасти земные, в чем бы они ни состояли и как бы велики ни
были, коль скоро переносятся надлежащим образом, то есть, со смирением,
верою и преданностью в волю Божию; то никогда и ни в чем не могут
повредить нам, а всегда доставляют, напротив, великую пользу душевную.
Хотите знать - какую? Ту, что ослабляет в нас плотского человека, этого
опаснейшего врага нашему спасению; ту, что подавляет в нас
приверженность к благам мира и его нечестивым утехам и обращают мысли
наши к небу и вечности; ту, что приближает нас к Богу, заставляя в Нем
едином, как неизменном и вечном, искать для себя опоры и утешения; ту,
наконец, что видимо уподобляют нас Господу и Спасителю нашему, Который,
во время бытия Своего на земле, не царствовал и не блаженствовал, хотя
имел на то все право, а ежедневно лишался, терпел и страдал ради
спасения нашего. Аминь.
Святитель Иннокентий Херсонский Все проповеди в дни поста свт. Иннокентия Херсонского
1. Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. (Ин. 11; 11) 2. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним. (Ин. 11; 16) 3. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его. (Ин. 11; 36) 4. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. (Евр. 12; 6) 5. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий. (Ин. 11;
|