Время самоограничения и время молитвы, время искушений и время радости.
Все эти определения относятся к посту — особому периоду в жизни каждого
православного христианина. О значении наступившего Рождественского
поста, о важности даже самого малого аскетического подвига и о
предощущении торжества рассказывает игумен Нектарий ( Морозов ),
настоятель Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя
печали".
— Мы привыкли к тому, что праздник — время радости. Почему
у православных христиан перед самыми значительными торжествами
установлен пост?
— Праздник в понимании светского человека и в понимании человека
церковного — вещи совершенно различные. В миру подготовка к празднику —
это поход по магазинам, забота о разнообразно накрытом столе, о том,
как занять, развлечь гостей. Такое отношение — чисто земное. Праздник же
церковный — торжество другого, духовного порядка, дающее верующему
возможность через воспоминание тех или иных событий Священной истории
прикоснуться сердцем к иной, небесной, реальности и пережить во всей
полноте радость от этого удивительного, ни с чем не сравнимого
прикосновения.
Но человек состоит из духа, души и тела. И дух и душа в его
повседневной жизни оказываются в угнетенном, подавленном состоянии —
властвует тело с его потребностями, привычками, удовольствиями. Для
того, чтобы дать духу свободу в его устремлении к Богу, необходимо
"утеснить" свою плоть, хотя бы в чем-то ограничив ее подчас весьма
прихотливые требования. Таким способом самоограничения и является пост. В
той или иной форме, как воздержание от излишеств, он всегда должен
присутствовать в жизни православного христианина. Но на протяжении
церковного года существуют отдельные периоды, специально посвященные
воздержанию большему, это так называемые "многодневные посты", одним из
которых является Рождественский.
— Его также называют "Филиппов" пост.
— Да, поскольку начинается он на следующий день после
празднования святому апостолу Филиппу, 28 ноября (н.с.). А заканчивается
уже на Рождество, которое празднуется 7 января (н.с.), продолжаясь,
таким образом, 40 дней. По своему Уставу о пище он не самый строгий. В
субботние и воскресные дни, а так же в дни праздников с полиелеем, если
они не приходятся на среду и пятницу, Рождественским постом разрешается
вкушение рыбы, в остальные дни — пища только растительного
происхождения. Наиболее строгий период поста — последние его дни, время
предпразднства — со 2 по 6 января включительно. В эти дни, хотя бы на
них и выпадали воскресенье, суббота или какой-то праздник, рыба на
трапезе уже не допускается. А день самого строгого поста — канун
Рождества, Рождественский сочельник, когда по церковным правилам пищу
принято вкушать лишь вечером, с появлением на небе "первой звезды"
(приблизительно в 16-17 часов).
— Мы говорим сейчас о "телесной" стороне поста. Но, наверное, пост столь же необходим и для души человека?
Да, конечно, постясь телесно, необходимо помнить, что главное —
пост духовный. Поэтому если человек ограничивает себя в пище, но при
этом не посещает храм, участвует в каких-либо развлечениях и
увеселениях, то ощутимой пользы его пост не принесет, станет чем-то
вроде своеобразной "диеты", не более того. Без молитвы за богослужением
внутренний смысл поста понять вообще невозможно. Пост для христианина —
время, когда он может более основательно потрудиться над своей душой:
побороться в себе с теми недостатками, с которыми обычно он по малодушию
мирится, постараться возделать в себе добродетели, в которых сознает
себя недостаточно преуспевшим. Тогда и день праздника, как венец его
поста, становится для него днем подлинной радости, подлинного духовного
торжества.
— Что такое для верующего человека день Рождества?
— Рождество для нас — это завершение Ветхого Завета и начало
Нового. То, чего ожидали ветхозаветные праведники и все, сохранившие
веру в истинного Бога, с того момента, как наши праотцы переступили ту
единственную заповедь, которая была дана Богом первозданному Адаму. Это
событие, которое изменило судьбу человеческого рода, начало нашего
спасения.
Само церковное богослужение готовит человека к такому пониманию
Рождества. В дни предпразднства (2-6 января) в стихирах, канонах на
утрени и повечерии, удивительных по своей глубине и умилительности,
звучит, все более нарастая, одна и та же мысль: "Христос рождается,
Христос приходит". И это ощущение — того, что "Господь приходит",
становится совершенно реальным. Приведу пример немного личный, но очень
яркий. Достаточно уже давно один мой друг, верующий, но живший в то
время не вполне церковной жизнью человек, служил в армии. Рождественской
ночью он находился в дозоре, и вдруг в какой-то момент, абсолютно без
видимых причин, вдруг почувствовал, что. родился Господь. Его сердце
наполнила поразительная, совершенно неожиданная радость. Очевидно, в
ночь Рождества происходит какое-то таинство — таинство воспоминания мира
о самом удивительном моменте его истории: о том, как Бог стал человеком
для того, чтобы человек стал Богом.
— Как осознать для себя необходимость поста?
— Заповедь поста является самой древней: первой, данной
первозданному человеку в Эдеме. И подвиг постный занимает в церковной
истории место очень видное. Прежде всего, памятен пост пророка Моисея,
предшествовавший вручению ему богоначертанных скрижалей. Удивительный
контраст: с одной стороны — Моисей, не вкушающий пищу в течение сорока
дней для того, чтобы принять от Бога Его Завет. С другой — израильтяне,
которых он ведет по пустыне: из-за того, что им не хватает мяса, лука и
чеснока в той мере, к которой они привыкли в Египте, они готовы
вернуться туда, где убивали каждого первенца, родившегося в еврейской
семье!
Замечательно об этом говорит святитель Игнатий (Брянчанинов):
гордый человек в самообольщении почитает себя чем-то значительным, но
как только оказывается стесненным его чрево, становится очевидным, что
он является его рабом. Пост — одно из средств от этого рабства
освободиться.
Но самое важное здесь для нас — пример Спасителя, который,
готовясь к Своему служению, подъял такой же сорокадневный пост. Не
нуждаясь в такой подготовке Сам, он показал нам образ того, как
необходимо готовиться к важным событиям в нашей жизни.
— Пост сложен для современного человека, живущего не в
монашеском общежитии, а посреди мира. Окружающим пост представляется
иногда странным анахронизмом, а иногда — попросту мракобесием. Возможны
ли в связи с этим какие-то послабления для постящегося?
— Безусловно, поститься посреди мира труднее, чем в монашеской
обители. Порой и в семье кто-то пришел к Богу, а кто-то церковной жизни и
ее правил не понимает и не принимает, и постная кухня как таковая
отсутствует. Трудно и когда человек большую часть дня проводит на
работе, где нет возможности приобрести качественную постную пищу. Но
трудно — не значит невозможно. Опыт неопровержимо свидетельствует: когда
христианин решается поститься, то ему это удается, все препятствия
преодолеваются.
Есть и еще один очень существенный аспект поста для человека,
живущего посреди мира. В этом мире, расцерковленном, не знающем Бога, в
его событиях и делах мы очень часто "растворяемся", "теряемся", он
заставляет нас забывать, кто мы. И в этом смысле пост — очень
действенное средство для того, чтобы помнить о том, что ты верующий,
православный человек. И в то же время это проповедь без слов, потому что
люди, видя того, кто от чего-то отказывается ради Бога, поневоле
начинают относиться к его вере с уважением. Часто это становится для них
поводом задуматься, а потом и спросить о чем-то важном для себя.
Но, конечно, отступления от принятого устава поста возможны,
если человек болен и не имеет физических сил для его соблюдения. Однако
лучше всего это согласовывать со священником, испрашивая его
благословения и совета.
Знаете, физически мы действительно намного слабее своих предков,
показывавших удивительные примеры воздержания, и не можем брать на себя
их меру подвижничества. Но мы немощнее их и душевно, и духовно. И
потому сегодня священнику приходится снисходить не только к тем, кто
болен телесно, облегчая для них воздержание какими-то послаблениями.
Современный воцерковляющийся человек может быть не готов к посту и чисто
психологически. Мысль о том, что надо отказываться от привычной пищи на
протяжении 40 дней, приводит его в ужас. И когда видишь, что человек
поститься не решается однозначно, то, чтобы не оттолкнуть его совсем,
можно предложить некий "обучительный" пост: чтобы на первый раз
постящийся отказался хотя бы только от мяса и еще от чего-либо
скоромного. И есть надежда, что следующим постом он созреет для
воздержания более строгого.
— Стоит ли верующему человеку отмечать Новый год, который
приходится на время поста? Как поступить, если для его близких этот
праздник очень важен?
— Здесь необходимо духовное рассуждение. Если рядом люди
церковные, то здесь все просто: по собственному произволению верующему
человеку не стоит включаться на всю ночь в телепространство развлечений,
участвовать в увеселительных мероприятиях. Если не все члены семьи
верующие люди, то нужно выбирать достойную меру: не отступать от поста
телесного, но постараться делать это насколько возможно незаметно и не
предаваться чрезмерному веселью. Полного компромисса здесь быть не
может. Скорее, мы мягко и с любовью к своим близким должны делать то, к
чему нас обязывают и закон Божий, и церковные каноны.
— На что бы вы еще посоветовали обратить внимание постящемуся человеку?
— На то, что пост не только время посильного аскетического
подвига, но и время искушений. Выявляется такая духовная закономерность:
начиная пытаться жить собраннее, человек выходит на линию борьбы.
Наступает время военное: на него ополчаются те силы, которые противятся
всему доброму в нашей жизни. Но это происходит не без попущения Божия.
Как говорит преподобный авва Дорофей, каждому доброму делу или
предшествует, или последует искушение.
А чаще всего искушения постом проявляются в обострении
существующих конфликтов или возникновении новых. Вообще человек
постящийся, к сожалению, становится иногда гораздо более
раздражительным, нервозным… Но зная заранее о том, что пост — время
искушений, можно лучше приготовляться к ним и переносить их более
благодушно. Главным образом в этом должна помогать молитва. Вообще
постом верующие обычно увеличивают свое молитвенное правило: читают
псалтирь, полагают земные поклоны, стараются не допускать в правиле
каких-то упущений или сокращений.
И вот о чем бы хотелось сказать еще. Человек — и человек
верующий также — с очень большой легкостью забывает о должном. Мы
постоянно нуждаемся в стимулах, поводах для того, чтобы обратить
внимание на то важное, мимо чего проходим в своей повседневной жизни. И
именно таким поводом, стимулом для самособирания становится пост. Но, к
сожалению, очень часто с его окончанием происходит некий "откат" назад,
человек быстро теряет то немногое, что собрать удалось. И очень важно
этого избежать, чтобы пост стал для нас очередной, пусть совсем
небольшой, но ступенькой в нашем восхождении к Богу. Чтобы с этой
ступеньки мы не соскользнули вниз.
Опубликовано в газете "Православная вера" № 23, декабрь 2004 г.
|