Сайт Музея им. ак. И.И. Срезневского и храма в честь Казанской иконы Божией Матери с.Срезнева


Меню сайта



Форма входа
Главная » 2012 » Март » 3 » Иосиф Евсеевич Срезневский. Его судьба и роль в воспитании И.И.Срезневского. Евтюхин Ю.Н.
23:31
Иосиф Евсеевич Срезневский. Его судьба и роль в воспитании И.И.Срезневского. Евтюхин Ю.Н.

В воспитании  юного И. И. Срезневского кроме матери, деятельное участие принимал его дядя по отцу Иосиф Евсеевич Срезневский. Родился он в 1780 г. в с. Срезневе и первоначально пошел по стопам брата Ивана Евсеевича. Получив среднее образование в Рязанской духовной семинарии (1790-1799 гг.), он продолжил свое образование в Московской духовной академии. По завершении обучения его назначили учителем в Рязанскую семинарию, где он проработал до 1807 г., после чего поступил в Петербургский педагогический институт, а затем в июне 1811 г. был зачислен кандидатом юридических наук в Казанский университет. Со временем он стал преподавать в Казанской гимназии логику и нравоучение, с 1815 г. был утвержден адъюнктом философии и профессором. В том же 1815 г. ему было поручено и чтение естественного права взамен ушедшего профессора Неймана. 5 августа 1819 г. Срезневский., будучи уже в звании экстраординарного профессора (с 1 июня 1817 г.), внезапно, по "особенным причинам", был уволен из университета. Это произошло после того, как в 1819 г. помощнику министра просвещения М.Л. Магницкому было поручено произвести ревизию Казанского университета. Он был поражен тем, что обнаружил среди его почетных членов одного из участников парижского конвента — аббата Грегоара, подписавшего смертный приговор Людовику ХVI, в самой Франции в царствование Бурбонов не допускавшегося ни к каким должностям. Длительные беседы И.Е. Срезневского с М.Л. Магницким в дальнейшей жизни первого сыграли важную роль. Ведь по результатам проверки, Магницкий заявил, что философия И.Е. Срезневского далека от христианского учения, а взгляды его — явно якобинские. Сам М.Л. Магницкий был выдающимся деятелем того времени. М.Л. Магницкий считал, что в Россию часто являются не просто посредственности, но развращенные и бесчестные люди, дабы продать свою ложную науку за деньги. «Сегодня, особенно на Россию, — говорил он — набегает сия пена, которую политические бури гонят из других стран. Сии перебежчики приносят с собой лишь наглость и пороки». Им были уволены 11 профессоров Казанского университета, из общего числа в 25 человек. Среди них был и Иосиф Евсеевич Срезневский.     Необходимость подобных действий М.Л. Магницкий объяснял следующим образом: «Одни (профессора) были заражены атеистическими и лжелиберальными теориями и искусно передавали их студентам при удобном случае, другие — не имели враждебных намерений против веры и правительства, но действовали в том же смысле из тщеславия, почитая, что быть человеком вполне православным и монархическим значит быть отсталым. Наконец, все они были не труженики науки, а торгаши ею». Принципы, на которых отныне должны были осуществляться образование и воспитание, были изложены М.Л. Магницким в Инструкции директору Казанского университета от 17 января 1820 г. Главной целью университетского образования Инструкция объявляла — воспитание верных сынов Православной Церкви, верных подданных Государю, добрых и полезных граждан Отечеству».

Хотя С. был уволен без ограничений в дальнейшей профессорской деятельности, однако, когда он был выставлен конференцией Петербургского университета в числе 6 других лиц кандидатом на кафедру русской истории, географии и статистики в Харьковском университеты, то утверждению его воспрепятствовал новый отзыв Магницкого, по которому С. "руководствуется духом весьма удаленным от христианского учения и заражен духом деизма". Лишившись, таким образом, возможности продолжать свою деятельность в каком-либо университете, С. в 1820 г. принял предложение преподавать русскую словесность, логику и красноречие в только что открытом петербургском артиллерийском училище, в котором оставался до 1824 г. 30 сентября 1827 г. он подал прошение митрополиту, в котором писал, что, "познав тщету благ земных и даже самых светских наук", он просит определить его послушником в Александро-Невскую лавру. "Ни мир не может иметь во мне нужды", писал он дальше, "ни я чем-нибудь к нему не привязан". Согласие последовало. В 1828 г. он по своей просьбе, ввиду расстроенного здоровья, был переведен в калужскую епархию, в братство калужского архиерейского дома. Вместе с этим прекращаются сведения о его дальнейшей жизни, и самый год его смерти неизвестен.

Сохранилось письмо Иосифа Евсеевича, где он внушал мальчику мысль о необходимости служить на благо Отчизны, Православия и Самодержавия, сторониться легкомысленных и порочных товарищей, которые шли на конфликт с властью, с существующими порядками, быть истинным сыном своего народа.

Эти внушения произвели глубокое впечатление на И. И. Срезневского, о чем можно судить по письмам, которые ученый написал много лет спустя уже своему племяннику — священнику Запольскому. Вот одно из них: «Добрая дорога, мой друг, у тебя, впрочем, не потому, что ты, по окончании курса учения, можешь выйти в люди, а что, если захочешь употреблять усилия душевные, будешь человеком, каким всякий должен желать быть, образованным и понимающим легчайшие средства упрочить за собою добрый, честный нрав. С умом развитым, отделяющим добро от худа, легче избегать худа. Выгоды жизни — второе дело, и тогда только хороши, когда не переплелись с упреками совести и с пороками испорченной души. Учись, мой друг, усердно, еще усерднее сохраняй чистоту души; слушайся наставников, стараясь ценить их достоинства и снисходить к недостаткам; гнушайся легкомысленных и, еще более, порочных товарищей; будь скромен с теми и другими, а знания, которые тебя ожидают, не считай ремеслом, средством для наживы больших или малых денег, особенно звания духовного, если его изберешь: оно самое важное и священное и требует всего более чистоты души; впрочем и все другие звания — также важны и, как служение отечеству, священны, нуждаются в чистоте душевной. На то, что иные служат, пачкаясь в разной грязи, смотреть нечего: они — не пример для подражания. Повторяю тебе те советы, которые внушали мне отец и мать, а равно, в письмах, и дядя Иосиф Евсеевич. Оба брата Срезневские оставили по себе память добрых, честных, благородных людей, — и эта память была единственным моим вожатаем в жизни, подавая мне руку помощи там, где я и не воображал — с самого детства. Не могу думать, что они сделали бы для меня столько же добра, если бы оставили мне по себе не добрую память в людях, а какие-нибудь деньги. Вместо добра могло быть и зло. Дай Бог и мне оставить моим детям такое же наследство».

Просмотров: 1159 | Добавил: Avela | Теги: Срезневский, Осип Евсеевич Срезневс, Измаил Иванович Срезневский, Срезневский словарь, поэзия, Срезневский словарь древнерусского, измаил Срезневский | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Православный календарь
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Статистика сайта
Все права принадлежат Музею им. ак. И.И. Срезневского © 2024 Конструктор сайтов - uCoz